Гульжанат Кабижанова рассказала, что ее вдохновляет и почему этнические мотивы так востребованы

Фото из личного архива Гульжанат Кабижановой
Фото из личного архива Гульжанат Кабижановой

Известный художник Гульжанат Кабижанова в своем творчестве переосмысливает казахские национальные обычаи и традиции. А пока ее уникальные работы из войлока и батика «кочуют» по городам Казахстана с одной выставки на другую, мастерица встретилась с корреспондентом «Вечёрки». Рассказала, что ее вдохновляет и почему этнические мотивы сегодня так востребованы.

                                                 Творчество в генах

Член Союза художников РК Гульжанат Кабижанова посвятила творчеству более сорока лет, и сегодня успешно продолжает дело своей жизни, постоянно создавая новые произведения, наполненные особым теплом и любовью к своей профессии.

– Почему из всего многообразия материалов вы выбрали для работы именно войлок и батик?

– Прежде всего потому, что они обладают неограниченными возможностями для художника. Это цвет, пятно и линия, как в живописи. Это особый символический, стилизованный и эмоциональный язык.

Это натуральные благородные материалы, безусловно, обогащающие композицию. Это выразительные возможности технологии и технических приемов, позволяющие совмещать плоскостное, объемное и пространственное решение образа. Это элемент импровизации и неожиданных находок в процессе творчества.

Последние несколько лет я увлечена войлоком, пытаюсь извлечь и использовать его выразительные возможности для создания картин­панно, и убеждаюсь, что они практически бесконечны. Меня затягивает все глубже. При этом периодически хочется заняться акварелью, маслом, батиком, но пока не могу оторваться от войлока. Так что пытаюсь пока с его помощью решать свои задуманные колористические, композиционные и образные задачи.

Пожалуй, увлечение войлоком – нечто вроде генетической памяти, ведь этот материал наиболее характерен для национальной культуры казахов. Овечья шерсть тысячелетиями обрабатывалась для многих нужд в жилище и одежде. Она обладает замечательными экологичными и лечебными свойствами. У нее великолепная энергетика, что умело использовалось издревле, в итоге накопились уникальные способы валяния различных полотен и изделий из шерсти.

Значительную роль в моем увлечении сыграло и то, что с детства я видела, как мама ткет войлочные ковры сырмак и текемет, вышивает, и восхищалась ее талантами.

– Видимо, этим можно объяснить и то, что в ваших работах всегда прослеживаются национальные мотивы. Что это значит лично для вас?

– Национальные мотивы трудно переоценить, они питают, вдохновляют всех художников, являются истоками любого современного творчества. Для меня это возможность интерпретировать древние образы, стилистические приемы, цветовые решения. Очень емкое понятие «национальный колорит» дает широкую возможность создавать работы от подобия традиционным мотивам через преобразование до полной свободы трактовки замысла. Творческий подход к использованию материала, технологии, орнамента, цвета расширяет горизонты самовыражения для современного художника.

                                            Источник вдохновения

– Как вам удается сочетать древние национальные мотивы и современные европейские технологии?

– Древняя культура войлока накопила, сохранила и донесла до нас универсальные способы обработки шерсти. Современные европейские технологии в основном касаются новых материалов, таких как шелк или вискоза, а также производства широкого ассортимента шерсти и вспомогательного оборудования для облегчения процесса валяния. Так что сочетать казахские национальные традиции и европейские технологии несложно, наоборот, очень даже интересно. Сейчас весь мир увлечен войлоком, и мы легко обмениваемся информацией.

– Кстати, а что помимо национальных традиций в искусстве вас вдохновляет?

– Все очень просто, но в то же время чрезвычайно важно. Главный источник вдохновения – это жизнь во всем ее многообразии: природные явления, всплеск эмоций, глубокие переживания, случайно подмеченные соотношения пятен и линий, творчество коллег, актуальные события, устройство мира.

– Над чем работаете в последнее время?

– Недавно я сделала новые картины-­панно для выставок в Нур-­Султане и Усть­-Каменогорске. Сейчас эти работы живут своей жизнью. Вынашиваю новые идеи для пространственного, объемного решения войлока. Параллельно экспериментирую в области создания дизайнерской одежды из тонкого войлока с шелком.                                                             

                                                    Секрет успеха

– Вы часто участвуете в выставках?

– Трудоемкость и специфика создания композиций в войлоке не позволяет накопить работы к частым персональным выставкам, последняя была в 2019 году. Однако стараюсь всегда быть в творческом тонусе и представлять свои работы на групповых выставках несколько раз в год.

– Вы ведь не только художник, но и педагог. Много лет преподаете в Казахском национальном университете имени Абая, откуда, окончив художественно­графический факультет, в 1980 году выпустились сами. По вашему мнению, сегодня у молодежи есть интерес к народным промыслам?

– Определенно, есть. В Казахстане создан хорошо работающий Союз ремесленников, который активно действует. Так вот, там мастера и их ученики трудятся над задачами сохранения традиций народного искусства. Современные художники декоративного искусства, в том числе молодые, ищут свой стиль, свое место в искусстве на новаторском уровне.

– В чем, по­-вашему, секрет успеха современного художника?

– Вопрос неоднозначный. Отвечу с позиций художественных достижений. Современный художник имеет доступ к мировой культуре, вбирает широкий опыт, ищет свое место в искусстве. Существуют модные тенденции, новые направления самовыражения, неожиданные техники и материалы.

Художники мира могут работать в одних и тех же техниках, обращаться к схожим темам, но каждый находит свое решение замысла, и здесь важно быть в сознательной и бессознательной связи с корнями, истоками.

Это возможность отличаться, иметь национальную идентичность и тем самым быть интересным для других. Речь не идет о повторении, прямом следовании традициям, скорее об умении «подружить» современное миропонимание с самобытными народными истоками. В этом и таится успех художника сегодня.

Статья опубликована в  №34, от 02.04.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Войлок- это модно".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 444.32  473.33  4.76
Алматы 18.1°