ИНФОРМАЦИЯ о государственной регистрации решения маслихата города Алматы

ИНФОРМАЦИЯ о государственной регистрации решения маслихата города Алматы

Решение маслихата города Алматы № 49 от 31 мая 2021 года зарегистрировано 7 июня 2021 года в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 22946.

РЕШЕНИЕ № 49 от 31 мая 2021 года

Об утверждении Правил формирования архитектурного облика и градостроительного планирования города Алматы

В соответствии c подпунктом 6) пункта 1 статьи 22 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» маслихат города Алматы РЕШИЛ:

1. Утвердить прилагаемые Правила формирования архитектурного облика и градостроительного планирования города Алматы, cогласно приложению к настоящему решению.

2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель внеочередной VI Сессии маслихата города Алматы, секретарь маслихата С. Канкуров

Приложение к решению маслихата города Алматы от 31 мая 2021 года № 49
Правила формирования архитектурного облика и градостроительного планирования города Алматы

Глава 1. Общие положения 

1. Настоящие Правила разработаны согласно Закону Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон), Закона Республики Казахстан «Об особом статусе города Алматы» и определяют порядок формирования  архитектурного облика и градостроительного планирования города Алматы с учетом исторических, ландшафтно-природных, функциональных, местных особенностей (далее – Правила).
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) индивидуальное жилищное строительство – постройка индивидуальных жилых домов гражданами на закрепленном за ними в установленном порядке земельном участке их собственными силами, подрядным или другим, не запрещенным законодательством способом;
2) переоборудование – изменение помещения (помещений), связанное с изменением его функционального назначения, полной или частичной заменой внутренней системы технологического и (или) инженерного оборудования, необходимого для жизнеобеспечения и эксплуатации;
3) перепланировка – изменение планировки помещения (помещений), сопряженное с изменением границ этого помещения (этих помещений);
4) строительство – деятельность по созданию основных фондов производственного и непроизводственного назначения путем возведения новых и (или) изменения (расширения, модернизации, технического перевооружения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта) существующих объектов (зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций), монтажа (демонтажа) связанного с ними технологического и инженерного оборудования, изготовления (производства) строительных материалов, изделий и конструкций, а также осуществления работ по консервации строительства незавершенных объектов и постутилизации объектов, выработавших свой ресурс;
5) реконструкция – изменение отдельных помещений, иных частей здания или здания в целом, как правило, связанное с необходимостью обновления и модернизации изменяемого объекта;
6) эскиз (эскизный проект) – упрощенный вид проектного (планировочного, пространственного, архитектурного, технологического, конструктивного, инженерного, декоративного или другого) решения, выполненный в форме схемы, чертежа, первоначального наброска (рисунка) и объясняющий замысел этого решения;
7) проект – замысел физических и юридических лиц по обеспечению необходимых условий обитания и жизнедеятельности человека, представленный в форме архитектурной, градостроительной и строительной документации (чертежей, графических и текстовых материалов, инженерных и сметных расчетов), в том числе технико-экономического обоснования строительства и (или) проектно-сметной документации, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации;
8) архитектурный облик (Дизайн-код) – это свод рекомендаций, регламентирующих обязательную визуальную составляющую элементов городского пространства: фасадов зданий и сооружений, благоустройства, вывесок, указателей, малых архитектурных форм и других элементов городской инфраструктуры, направленных на формирование целостной эстетичной архитектуры, комфортной, доступной и безопасной городской среды;
9) проект детальной планировки – градостроительная документация, разрабатываемая для отдельных частей территорий и функциональных зон населенных пунктов, а также территорий, расположенных за пределами населенных пунктов;
10) территория населенного пункта – пространство в пределах установленной границы (черты) города;  
11) Генеральный план – градостроительный проект комплексного планирования развития и застройки города, устанавливающий зонирование, планировочную структуру и функциональную организацию их территории, систему транспортных и инженерных коммуникаций, озеленения и благоустройства; 
12) градостроительные регламенты – режимы, разрешения, ограничения (включая обременения, запрещения и сервитуты) использования территорий (земельных участков) и других объектов недвижимости, а также любых допустимых изменений их состояния, установленных в законодательном порядке.
Градостроительные регламенты устанавливаются градостроительной и архитектурно-строительной документацией, выполненной в соответствии с государственными нормативами. Действие градостроительных регламентов ограничивается в пределах установленного для них срока;
13) территория градостроительного регулирования – территория, в пределах которой осуществляется какая-либо архитектурная, градостроительная и строительная деятельность. 
3. Задачами настоящих Правил являются: 
1) формирование комплексного подхода и развитие качественной городской среды, соответствующей современным потребностям жителей города;
2) обеспечение  архитектурными и градостроительными инструментами процесса системного и устойчивого развития всей территории города.

Глава 2. Порядок формирования архитетурного облика и градостроительного планирования

4. При формировании архитектурного облика и градостроительного планирования города Алматы необходимо:
1) проводить общественные обсуждения открыто и публично, учитывать мнение общественных слушателей в рамках статьи 13 Закона; 
2) соблюдать действующие на территории Республики Казахстан нормативно-технические требования, Генеральный план города, а также требования к застройке с учетом сейсмического микрорайонирования города; 
3) пространственно создавать и сохранять уникальный силуэт города, живописную панораму гор Заилийского Алатау с формированием ансамблевой застройки городских улиц; 
4) обеспечивать градостроительными и архитектурными методами нормативную и естественную проветриваемость территории города, инсоляцию и защищенность от средового шума;
5) компактно размещать и взаимно увязывать функциональные зоны с системой общественных центров, объектами социального и повседневного обеспечения, инженерной и транспортной инфраструктурой с учетом требований шаговой доступности;
6) обеспечивать комплексную безопасность территории и ее защиту от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
7) соблюдать градостроительный и высотный регламент на территории города.
5. К зонам особого градостроительного регулирования в городе Алматы относятся территории установленные Генеральным планом города, в том числе по использованию земель, существующих объектов недвижимости, исходя из общественных, градостроительных, экономических, экологических, рекреационных, культурных, исторических и других факторов, влияющих на устойчивое развитие территории города.
6. Условия к застройке в зонах особого градостроительного регулирования:
1) допустимая этажность в соответствии с высотным регламентом, устанавливаемым действующими государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства, нормативно-техническими документами и настоящими Правилами;
2) особенности по плотности и коэффициенту застройки;
3) архитектурные решения фасадов зданий и сооружений;
4) строительство в охранной зоне памятников истории и культуры.
7. К зонам особого градостроительного регулирования относятся следующие территории города:
1) исторический центр в пределах границ, утверждаемых Генеральным планом города;
2) охранные зоны памятников истории и культуры.
8. В границах исторического центра, а также охранных зонах памятников истории и культуры подлежат сохранению или восстановлению все градостроительные объекты и их характеристики, культурная ценность.
9. В границах исторического центра допускается проведение реставрационных работ и иных работ по восстановлению или сохранению памятников в порядке, установленном Законом, а также переоборудование жилых зданий и (или) их первых этажей под объекты предпринимательской деятельности, без строительства пристроек, с сохранением фасадных решений и благоустройства;
10. В границах охранных зон памятников истории и культуры не допускается нарушение структуры и стиля исторических зданий, пропорций и высотности. 
11. Не допускается превышение максимально допустимой высоты, равно как и превышение средней высотности окружающей застройки, нарушение масштаба архитектурного решения в исторической зоне и охранных зонах памятников истории и культуры в радиусе до 50 метров.
12. Для обеспечения условий устойчивого развития территории, формирования качественной и комфортной среды на территории города применяется минимальная и максимальная плотность населения на 1 гектар в зависимости от функционального зонирования, существующей градостроительной ситуации.
13. Плотность населения на территории города для застройки необходимо рассчитывать в порядке с действующими государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства, с учетом оценки стоимости земли, ресурсных возможностей инженерных и транспортных коммуникаций, наличия достаточных мест на объектах социального назначения в шаговой доступности, наличия историко-культурных и архитектурно-ландшафтных ценностей, но не более 440 человек на 1 гектар при квартальной застройке, в историческом центре не более 300 человек на 1 гектар.
14. Границы расчетной территории требуется устанавливать по красным линиям, границам участков застройки, по осям межквартальных проездов, пешеходных путей или естественным рубежам, а при их отсутствии – на расстоянии 3 метров от линии застройки.
15. Среднюю жилищную обеспеченность для расчета плотности нового строительства на территории города применять не менее 18-25 квадратных метров, в зависимости от класса на одного человека жилой площади.
Плотность допускается увеличивать на 20 процентов при соблюдении следующих одновременных условий:
1) наличие достаточной инженерной инфраструктуры, требующейся для строительства и устойчивого функционирования введенного впоследствии в эксплуатацию объекта; 
2) наличие транспортной доступности, подземных или многоуровневых паркингов;
3) наличие встроенно-пристроенных детских садов и дошкольных учреждений на территории;
4) наличие открытых зеленых зон на территориях в рамках нормативной обеспеченности в шаговой доступности и мест для сбора при землетрясении;
5) наличие достаточного уровня обеспеченности в шаговой доступности местами в школах начального и среднего образования;
6) наличие объектов повседневного обслуживания в радиусе не более 500 метров;
7) соблюдение нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нормативных актов и нормативных технических документов в сфере гражданской защиты;
8) наличие придомовой территории 10 квадратных метров на одного жителя (с учетом площадок для хозяйственных и рекреационных нужд, парковок, благоустройства и озеленения).
Коэффициент плотности застройки необходимо принимать в соответствии с государственными нормативами в области архитектуры, градостроительства и строительства.
16. Минимальная величина разрывов (бытовые расстояния) между длинными сторонами многоквартирных жилых зданий линейного типа:
1) при застройке домами: 4-5 этажей не менее 20 метров;
2) при застройке домами: 6-12 этажей не менее 30 метров;
3) при застройке домами: 13-16 этажей не менее 48 метров;
4) при застройке домами: 17 этажей и выше не менее 50 метров.
17. Минимальная величина разрывов (бытовые расстояния) между короткими и длинными сторонами зданий линейного типа:
5) при застройке домами: 4-5 этажей не менее 12 метров;
6) при застройке домами: 6-12 этажей не менее 15 метров;
7) при застройке домами: 13-16 этажей не менее 24 метров;
8) при застройке домами: 17 этажей и выше не менее 45 метров.
18. Не допускается:
1) строительство высотных зданий вдоль пешеходных улиц, эвакуационных выездов из кварталов;
2) размещение дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций во встроенных в высотные здания помещениях выше 12 этажей, а также над подземными и пристроенными стоянками автомобилей.
3) минимальная величина разрывов между жилыми или общественными зданиями до 3 этажей (не более 12 метров по высоте от отметки уровня земли до конька кровли, определяется в соответствии с нормами инсоляции и допустимыми противопожарными разрывами). 
4) освоение свободных от застройки территорий под жилищно-гражданские объекты на площадках с крутизной склонов более 45 градусов, близостью плоскостей сбросов, сильной нарушенностью пород физико-геологическими процессами, обвалами, плывунами, оползнями, карстом, горными выработками, возможностью прохождения селей.
19. Для обеспечения безопасности от техногенных и природных факторов, влияющих на жизнь и здоровье человека при градостроительном освоении территории города,  необходимо соблюдать условия и нормативные требования при проектировании, строительстве и эксплуатации на площадках с учетом сейсмичности 8, 9, 10 баллов, согласно карте сейсмомикрозонирования города и с повышенным показателем консистенции влажности и подъема грунтовых вод на отдельных участках.
20. При размещении зданий башенного типа расстояние следует принимать с учетом норм обеспечения инсоляции всех жилых помещений но не менее 23 метров в случае размещения в одну линию с объединенным объемом первых этажей.
21. При осуществлении проектирования и строительства жилых и нежилых зданий на территории города вне пределах зон особого градостроительного регулирования необходимо учитывать следующие условия:
1) здания жилого и нежилого назначения следует располагать от красных линий магистральных улиц города не менее 6 метров, дорог местного значения не менее 3 метров;
2) наличие обеспеченности территории строительства детскими, дошкольными учреждениями в шаговой доступности с учетом предполагаемой плотности населения (места в детских дошкольных учреждениях дошкольного возраста не менее 100 мест на тысяч человек);
3) наличие обеспеченности общеобразовательными учреждениями в шаговой доступности с учетом предполагаемой плотности населения (не менее 180 мест на тысяч человек);
4) наличие обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями;
5) наличие участкового пункта полиции (из расчета 1 участковый инспектор полиции на 3 тысячи человек, минимальная площадь для участкового пункта полиции должна быть не менее 45 квадратных метров).
22. Фасады зданий и сооружений на территории города должны отражать отличительные эстетические характеристики качества города и окружающей градостроительной среды (стилевую и композиционную целостность, ритм, соразмерность и пропорциональность, визуальное восприятие, баланс открытых и закрытых пространств), соответствовать архитектурно-градостроительному облику, предусмотренному в проектной документации и (или) согласованному эскизному проекту.
23. Расположение окон и витрин на фасаде, их габариты, характер устройства и внешний вид, включая цветовое решение, должны соответствовать технической документации здания, системе горизонтальных и вертикальных осей симметрии, регулярности по высоте, ритму, объемно-пространственному решению здания, предусмотренных проектом здания.
24. Устройство и оборудование входных групп (входов) осуществляется в соответствии с согласованной и утвержденной проектной документацией, с учетом обеспечения надежности, безопасности конструкций, исключая ущерб для внешнего вида фасада здания и архитектурно-планировочного замысла, удобства и безопасности пешеходного и транспортного движения.  
25. В целях сохранения внешнего архитектурного облика зданий, для визуальной доступности декоративно-художественных элементов и минимального нанесения материального ущерба фасадам входные группы (входы) оборудуются легкими типовыми прозрачными навесами безопасности из противоударного высокопрочного стекла на подвесных или опорных кронштейнах согласно проекту.  
26. Расположение лоджий и балконов на фасадах зданий, характер их устройства и внешний вид должны соответствовать архитектурному решению фасада, предусмотренного проектной документацией или архитектурному паспорту фасада.
27. Балконы, лоджии, эркеры должны быть едино­образными по всей высоте здания (не зависимо от этажа и месторасположения балкона, лоджии, эркера в здании) и соответствовать проектной документации, применяемой при строительстве здания или сооружения.
28. Цветовое решение балконов и лоджий должно соответствовать особенностям архитектурного решения фасада согласно проектной документации здания или архитектурному паспорту фасада.
29. Размещение технического оборудования необходимо производить без ущерба для внешнего вида архитектуры и технического состояния фасадов, с учетом комплексного решения размещения оборудования при минимальном контакте с архитектурными поверхностями, рациональном устройстве и технологичности крепежа, использовании стандартных конструкций крепления.
30. Эксплуатация инженерного оборудования не должна наносить ущерба внешнему виду и техническому состоянию фасада, причинять неудобства окружающим.
31. При формировании архитектурного облика и градостроительного планирования необходимо организовать:
1) парковочные места на расстоянии от жилых зданий не менее 10 метров; 
2) организация малых архитектурных форм, выдержанных в едином стиле согласно архитектурному облику (Дизайн-коду) (оборудование для маломобильных групп населения, скамьи, урны, вазоны, детские игровые комплексы);
3) безбарьерную пешеходную среду для маломобильных групп населения (пандусы, тактильные плитки); 
4) использование покрытий дворовой территории в зависимости от назначения (асфальтовое покрытие, плиточное покрытие, резиновое покрытие детской или спортивной площадки);
5) обеспечение высокого уровня безопасности и комфортности территории (организация достаточного освещения дворов);
6) зоны отдыха и хозяйственные зоны.
32. Архитектурному освещению подлежат: 
1) объекты особой исторической и архитектурной значимости: памятники истории, архитектуры, монументы, фонтаны и садово-паркового искусства, включая воссозданные, с учетом режимов охранных зон; 
2) объекты особой общественной значимости: здания, предназначенные для осуществления городских функций и функций административных центров города;
3) культовые объекты, культурные центры, театры, кинотеатры, концертные залы, музеи и выставочные центры, вокзалы, аэропорт, подземные и наземные переходы, спортивные и гостиничные комплексы; 
4) высотные здания, телевизионные и радиовышки, пешеходные и автомобильные мосты; 
5) объекты особой значимости: общественные и жилые здания, расположенные на планировочных осях площадей, осях и изгибах радиальных и кольцевых магистралей и набережных рек города, магистралей, набережных и бульваров, на их пересечениях; производственные здания, инженерные сооружения (трубы, строительные краны, высокомачтовые осветительные установки), находящиеся вдоль основных автомагистралей.
33. Проектирование, строительство инженерных сетей и сооружений осуществляется с последующей передачей сетей на баланс соответствующих служб города.
Прокладку открытым способом допускается осуществлять путем  строительства коммуникационных тоннелей, каналов.
34. Проектирование инженерных сетей осуществляется в пределах зон инженерных коридоров.
35. Проектирование и строительство инженерных сетей и автомобильных дорог необходимо осуществлять в пределах красных линий улиц, утверждаемых в градостроительной документации города (Генеральном плане, проектах детальной планировки и (или) проектах застройки), с обоснованием, при необходимости, в стесненных, горных, высоко-горных условиях  или на охраняемых природных территориях параметров элементов плана, уклонов продольного профиля,  параметров поперечного профиля улиц и дорог, включая тротуары и велодорожки, расчетом в зависимости от существующей скорости движения и габаритов расчетного автомобиля с разработкой мероприятий, обеспечивающих  безопасность движения с расчетными скоростями.
36. Строительство, реконструкция и ремонт дорожных покрытий городских улиц и внутриквартальных территорий необходимо производить в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Республики Казахстан.
37. При разработке проектов организации дорожного движения, строительства, реконструкции и ремонта дорог, а также при содержании и эксплуатации улично-дорожной сети города применять:
1) на улицах и дорогах с интенсивным движением транспорта, с количеством полос более двух в обоих направлениях, транспортных развязках, улицах с выделенной полосой для общественного транспорта  долговечные разметочные материалы (двухкомпонентный пластик холодного нанесения). Ширину продольных линий разметки предусматривать – 0,15 метра;
2) на остальных улицах города при количестве полос движения двух и менее в обоих направлениях материал для дорожной разметки линий применяется в соответствии с результатами расчетов. Ширину продольных линий разметки предусматривать – 0,12 метра.
38. Не допускается проводить строительно-монтажные работы инженерных сетей по проектам строительства в период отопительного сезона:
1) реконструкции и капитальный ремонт дорог;
2) подземных инженерных коммуникаций; 
3) опор контактной сети, освещения и линий электропередачи, и другие работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий в пределах красных линий улиц.