Испанские страсти со счастливым концом: Государственный академический театр танца РК открыл 55-й юбилейный сезон

Испанские страсти со счастливым концом: Государственный академический театр танца РК открыл 55-й юбилейный сезон
Фото: Кайрат Конуспаев

Новый сезон открылся показом балетов «Гудулла – мать Эсмеральды» на музыку Цезаря Пуни и «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина.

Так как Театр Булата Аюханова не имеет своей сцены, открытие состоялось в Казахском академическом театре для детей и юношества имени Габита Мусрепова в минувший понедельник. Сложилась традиция именно в этот день недели представлять Театр Булата Аюханова, когда на сцене алматинских ТЮЗов, КазНТОБ имени Абая или филармонии, в которых арендует залы Государственный академический театр танца РК, нет своих спектаклей и концертов. 

Премьера балета «Гудулла – мать Эсмеральды» состоялась год назад, но спектакль в течение прошлого сезона был показан всего три раза, и не все зрители ознакомились с ним, поэтому руководство Театра Булата Аюханова решило представить публике эту наиболее свежую постановку мэтра казахстанского балетного искусства.

За основу сюжета балета взят роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». В отличие от оригинала с его трагическим финалом хореографическое прочтение произведения французского писателя-романтика завершается хэппи-эндом для Эсмеральды и ее матери. Технически насыщенная хореография, прекрасная музыка Пуни, яркие персонажи, динамичный сюжет, классические вариации, большое количество массовых сцен, различные трио и grand pas персонажей – все это стало настоящим праздником балета в канун дня рождения маэстро Булата Аюханова. Напомним, родился он 13 сентября 1938 года. 

Главные партии в спектакле «Гудулла – мать Эсмеральды» исполнили солисты балета Аружан Бекталиева (Гудулла), Айя Мелис (Эсмеральда), Дияр Акенев (Капитан Феб), Мади Касымов (Священник Клод Фролло), Алажар Карабалаев (Квазимодо), Аружан Ораз (Флёр-де-Лис), Анна Бурлова (Графиня), Дана Жексенбы и Айым Садвакасова (Подруги).

Для Айи Мелис и Аружан Ораз их партии Эсмеральды и Флёр-де-Лис оказались дебютными, но солистки хорошо справились со своей задачей, обе они танцуют в Театре Булата Аюханова четвертый сезон. Ранее Эсмеральду танцевала ведущая солистка театра Айнур Мукашева, в день открытия 55-го сезона она предстала перед зрителями в образе главной героини в другом спектакле – «Кармен-сюита», в котором танцует давно. На вопрос перед показом спектакля о том, какая роль ей наиболее близка, Айнур ответила:

– Нет какой-то одной роли, в каждом образе я вижу себя. Какие-то краски, посадку головы, глаза, мимику, все, что есть во мне, я вижу в своих партиях. Возможно, я могу ассоциировать себя с Кармен, потому что это была моя первая главная роль, которую мне доверили в театре, и она, конечно, горячо любимая. Над Кармен я больше работала, и со мной много работали Булат Газизович и Гульфида Шайхиевна (Гафурова, главный балетмейстер театра. – Прим. ред.), это та партия, которая давалась мне нелегко, была проделана скрупулезная и кропотливая работа. Все роли мне дороги, и каждый спектакль – это шедевр для меня и для нашего зрителя, потому что каждый балет, поставленный Булатом Газизовичем, это невероятно увлекательная история. 

Партнерами Айнур выступили Еламан Тиыштыкбай (Хозе), Алан Шакен (Тореадор) и Алия Курабаева (Рок). Как рассказала «Вечерке» главный балетмейстер театра заслуженный деятель РК Гульфида Гафурова, для Еламана Тиыштыкбаева это новая партия.

– Сегодня он танцует партию Хозе в третий раз, роль еще свежа для него. Айнур уже давно танцует в образе Кармен, она мастер сцены. Свою партию Айнур давно проработала и сделала, для нее этот спектакль, как мы говорим, в кармане, а Еламан только-только осваивает партию Хозе. Он очень хорошо смотрится на сцене, у него прекрасный рост, артист очень эмоциональный. Спектакль технически довольно насыщенный, но еще и пронизан эмоциями, поэтому здесь артистизм очень важен. Во время спектак­ля между артистами происходит какая-то химия, что читается в каждом жесте, каждом движении. Надеюсь, что зрители испытывают такие же чувства, что и наши артисты. Спектакль берет за душу, прекрасная хореография Булата Аюханова, поставленная на великую музыку Жоржа Бизе по великому произведению Виктора Гюго. Считаю, что это лучшая постановка «Кармен-сюиты», спектакль вошел в традицию открытия каждого концертного сезона, он составляет золотой фонд нашего репертуара. «Кармен-сюиту» танцует уже 10-е поколение артистов нашего театра, это один из самых любимых балетов Булата Газизовича, и наш тоже.

– В каком году Булат Аюханов поставил «Кармен-сюиту»? 

– Начальная тема Кармен была поставлена на другую музыку, на интродукцию и рондо-каприччиозо Сен-Санса, это был предвестник полного спектакля. Там тоже была тема Кармен и Хозе, исполняла танец только пара солистов. Если не ошибаюсь, это было в 1968 году. После этого Булат Газизович принялся за постановку полного одноактного спектакля на музыку Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина. И он сам исполнял партию Тореадора, а в последующем танцевал партию Рока (Смерти). В свое время я танцевала партию Кармен и исполняла с ним танец с Роком. Но партию Хозе он никогда не танцевал, это не его амплуа.

– Гульфида Шайхиевна, какие у вас остались впечатления от совместной работы с маэстро на сцене?

– Это были искры, буря эмоций, и настолько все естественно. Если обычно другие артисты изображают действия – герой как бы обнял, как бы задушил героиню, то Булат Газизович мог с силой обнять или толкнуть и чуть ли не по-настоящему душить, эмоции захлестывали. Наш легендарный театр отличается тем, что мы очень эмоциональны и артистичны. Для нас главное – передать чувства и эмоции. Для чего приходят зрители на спектакли? Чтобы получить эмоции, эстетическое наслаждение, насытиться духовно, что-то в себе унести. Они не могут унести пятую позицию или высокий прыжок, они уносят чувства и эмоции, которыми вдохновляются.

Статья опубликована в  №106, от 15.09.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Испанские страсти со счастливым концом".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!