Как из века в век развивалось городское такси

Как из века в век развивалось городское такси

По материалам «Вечерки» и ее предшественниц можно проследить, как из века в век развивалось городское такси.

Выходившие в городе перио­дические издания, будь то «Се­миреченские областные ведомости», «Социалистическая Алма-Ата» или «Вечерка», всегда уделяли большое внимание развитию мобильного общественного транспорта. И если в начале прошлого века его роль играли экипажи, управляемые кучерами, то в 1930-х их сменили автомобили.

Первыми таксистами можно с полным правом считать городских извозчиков. 

В архивных данных за 1879 год приводится такая статистика: из 14 837 горожан извозом занимались пятнадцать биржевых и семь ломовых извозчиков. Наряду с этим в городе имелись гужевая водовозка и четыре грузовые повозки, которые занимались перевозкой леса.

Подобный транспорт – как грузовой, так и пассажирский – надлежало регистрировать в городской управе. Только после уплаты налога извозчики получали право заниматься извозом. Существовали правила перевозки. Так, извозчики были обязаны иметь номерные ярлыки, содержать их в чистоте, чтобы пассажир, недовольный поездкой, мог указать в своей жалобе в городскую управу номер ярлыка. Кроме того, возницам предписывалось иметь «дурноезжих лошадей, прочную сбрую, экипажи приличные и чистые» во избежание несчастных случаев и недовольства пассажиров. 

Советская служба такси ведет свою историю с 1925 года – первые таксомоторы появились в Москве, затем таксопарки стали открываться и в других городах страны. 

В 1936 году газета «Со­циалистическая Алма-Ата» опубликовала статью «За рулем такси», в которой водитель 
К. Ф. Козырев рассказывал о своих трудовых буднях. «Условия работы не из легких. Нас постоянно мучает отвратительное состояние большинства городских дорог», – сетовал он. Однако плохими дорогами трудности не ограничивались, возмущение шофера вызывало поведение некоторых пассажиров. «Посчастливилось мне повезти от дома № 37 по Красноармейской какого-то прилично одетого гражданина с маленькой девочкой, – рассказывал он в статье. – Мы доехали с ним до пивзавода: там пассажир повстречал свою жену и двинулся с ней на такси дальше, в гости к теще. Они, не доехав до места, затеяли драку». 

Гражданка, как выразился таксист, пустила в ход свои наманикюренные ногти, а супруг стал клочьями вырывать волосы из ее прически. 

Водитель пытался урезонить дерущихся, но никакие уговоры на них не действовали: «Пришлось даже пригрозить хорошенько стукнуть их заводной ручкой, которая всегда при мне, на всякий, как говорится, случай». Когда и это средство не подействовало на буянов, таксист, потеряв терпение, принял волевое решение: сменил маршрут и отвез их в ближайшее отделение милиции, где и сдал на руки начальнику. 

Из года в год служба такси набирала обороты, на экраны выходили фильмы, героями которых были таксисты. Главные роли в них исполняли Сергей Лемешев, Аркадий Райкин, Николай Крючков и другие известные артисты – это делало работу таксиста популярной, добавляло ей престижности. 

В 1980 году газета «Вечерняя Алма-Ата» в материале «С чувством ответственности» сообщала, что городские таксисты завершили задания четырех лет Х пятилетки на два с лишним месяца раньше.

В таксопарках внедрили институт наставничества – опытные водители работали с молодыми коллегами, в том числе обучая их вежливому общению с пассажирами. «Если клиент нервничает, то улыбнитесь ему, нужно все по-доброму делать, и тогда, глядишь, уже и клиент улыбается, а ругаться с пассажиром дело не нужное, – наставлял водитель Т. М. Ботбаев и советовал молодым в свободное время читать газеты: – Нужно подкованным быть, вот, например, пассажир захочет поговорить о новостях, а вы тут как тут – мол, знаем, читали – и поддерживаете беседу. И клиенту хорошо, и вам радостно».

Сегодня в работе таксистов многое поменялось, однако что-то, несмотря на ход времени, остается неизменным. 

Сауле Дуйсенбаева стала таксистом во время карантина – исчез заработок, и в поисках работы девушка решила попробовать себя в новом деле. Но не стала «таксовать», а устроилась в парк. 


– Работа мне по душе – я люблю водить, получается, совмещаю полезное с приятным, – улыбается Сауле и добавляет, что не без волнения приступала к новой роли. Обрести уверенность ей помог инструктор парка, который проводил стажировку, – так что институт наставничества существует и сегодня.

Что же касается безопасности водителя и пассажиров, то сегодня держать наготове «кривой стартер» не требуется.
– Как правило, работающие легально таксисты являются партнерами «умных» сервисов, специальных платформ. В случае чрезвычайной ситуации и водитель, и пассажир могут нажать в своем мобильном приложении специальную тревожную кнопку. Но у меня, к счастью, таких ситуаций не возникало, – рассказывает Сауле.

Она считает, что добрая беседа и ровная дорога всегда способствуют хорошей поездке, и не прочь поддержать разговор с пассажиром, если он того хочет, причем разговаривать может на любые темы.

Девушке очень нравится работа таксиста: 

– Такси – дело интересное: новый день – новые люди, новые впечатления… 

Статья опубликована в №67-68, от 05.06.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Машина времени ".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!