Как в Казахстане реализуется концепция «слышащего государства»

Как в Казахстане реализуется концепция «слышащего государства» Источник фото: kisi.kz

На современном этапе национального строительства Республика Казахстан переживает период интенсивных политических преобразований. Концептуальным фреймом политической модернизации стала модель «слышащего государства». Listening State («слушающее/слышащее государство») – это концепция государственной политики, которая акцентирует внимание на активных усилиях правительства по взаимодействию с гражданами, пониманию их проблем и потребностей. Данная концепция предполагает создание каналов для открытого и прозрачного общения между правительством и обществом и направлена на то, чтобы голоса граждан были услышаны и учтены в процессе разработки и принятия решений.



Подход «слышащего государства» предполагает, что эффективное управление требует большего, чем просто распространение информации или реализация политики «сверху вниз». Он признает важность активного поиска обратной связи, идей и мнений общественности. Это можно сделать с помощью различных средств, включая консультации с общественностью, опросы, общие собрания, онлайн-форумы и другие механизмы участия.



Ключевые компоненты «слышащего государства»:



Открытые каналы связи. В «слышащем государстве» Правительство предоставляет гражданам доступные и удобные платформы для обмена мнениями, идеями и отзывами. Это может осуществляться посредством цифровых платформ, публичных собраний или других средств.



Активное взаимодействие. Государство активно ищет возможности взаимодействия с гражданами, а не ждет, пока они сами выступят. Это может включать обращение к конкретным сообществам или группам интересов, чтобы обеспечить возможность услышать самые разные голоса.



Прозрачное принятие решений. Государство обеспечивает прозрачность процесса принятия решений, гарантируя, что граждане понимают, как формулируется и реализуется политика. Такая прозрачность может помочь укрепить доверие между государством и обществом.



«Петли» обратной связи. Чрезвычайно важно создавать механизмы для предоставления гражданам обратной связи о том, как их вклад повлиял на политические решения. Это помогает продемонстрировать, что их голоса ценят и воспринимают серьезно.



Адаптация политики. Государство должно быть готово адаптировать политику на основе отзывов, полученных от граждан. Эта гибкость имеет решающее значение для удовлетворения меняющихся потребностей и приоритетов общества.



Сбор и анализ данных. Правительство собирает и анализирует данные из различных источников для обоснования политических решений. Сюда входят как количественные данные (например, опросы, статистика), так и качественные данные (например, комментарии общественности, повествования).



Культурная чувствительность и инклюзивность. Подход «слышащего государства» признает разнообразие точек зрения внутри общества и предпринимает шаги для обеспечения того, чтобы были учтены все голоса, независимо от социально-экономического статуса, этнической принадлежности, пола или других факторов.



Концепция «слушающего/слышащего государства» основана на убеждении, что государственное управление наиболее эффективно, когда оно реагирует на нужды и чаяния граждан. Активно прислушиваясь к общественности и взаимодействуя с ней, правительства могут создавать более актуальную, справедливую и устойчивую политику. Такой подход может привести к повышению доверия к государственным институтам и в конечном итоге способствовать построению более инклюзивного и демократического общества.



Казахстанская модель «слышащего государства»



В Послании Президента народу Казахстана от 2 сентября 2019 года Главой государства была поставлена задача «воплотить в жизнь концепцию «слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан». С тех пор механизмы коммуникации между властью и обществом были усовершенствованы.



На сегодняшний день в Казахстане действуют следующие каналы связи между государством и гражданами:



1. Цифровая система «Открытое правительство» со следующими цифровыми платформами:



– «Открытые данные» data.egov.kz – обеспечение прозрачности деятельности государственных органов посредством публикации наборов данных в свободном доступе для граждан страны.



– «Открытый диалог» dialog.egov.kz – для приема обращений к государственным органам и организациям квазигосударственного сектора.



– «Открытые НПА» legalacts.egov.kz – проводятся обсуждения проектов нормативных правовых актов.



– «Открытые бюджеты» budget.egov.kz/ – обеспечение прозрачности формирования и распределения бюджетных средств посредством гражданского участия в бюджетном процессе.



– Оценка эффективности деятельности государственных органов https://evaluation.egov.kz/ – можно найти оценку работы государственных органов.



По данным портала «Открытые данные», всего размещено 3,6 тыс. открытых данных; 118,3 тыс. проектов НПА на портале «Открытые НПА»; 483,8 тыс. обращений на портале «Открытый диалог» и 157,7 тыс. проектов бюджетных программ на портале «Открытые бюджеты».



Свою эффективность продемонстрировала система подачи обращений в государственные органы e-Otinish.



2. Личные блоги акимов на сайтах городских акиматов. Многие акимы районов и руководители управлений в регионах используют мессенджер WhatsApp для приема обращений граждан.



3. Единый кол-центр 1414 по вопросам государственных услуг на всей территории страны.



4. Городской центр мониторинга и оперативного реагирования акимата города Астаны iKomek 109. Сервис для жителей столицы, который ведет круглосуточный приём обращений по вопросам жизнеобеспечения и безопасности.



5. Аккаунты политических служащих в социальных сетях в интернете. Например, активно работают аккаунты Президента РК в Twitter, Facebook, Telegram, Instagram. В 2022 г. премьер-министр страны открыл свой аккаунт в Facebook. Многие депутаты мажилиса и сената для публичной коммуникации используют социальные сети.

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

00:00

23:41

23:04

22:40

20:08

19:13

18:48

18:41

18:31

18:30

18:23

18:16

17:46

17:44

17:27

17:09

16:13

15:46

15:45

15:41

15:36

15:22

15:03

15:00

14:43