Как забытые секреты зергеров обретают новую жизнь

Почему наши предки считали серебро ценнее золота, и как забытые секреты зергеров обретают новую жизнь.

Мастер прикладного искусства зергер, реставратор Болат Атраубаев изучает и возрождает старинное искусство казахских ювелиров. Он не просто создает красивые украшения, а вкладывает в них сакральный смысл, передающий дух Великой степи.

– Серебро – это благородный металл, полезные свойства которого доказаны и с медицинской точки зрения. У казахов говорили: алтын – сәндікке, күміс – тазалыққа, что означает: золото – для красоты, а серебро – для чистоты, – говорит мастер. – Все украшения носили глубоко символический характер, рассказывая о статусе его владельца. Например, считалось, что у женщины через руки уходит энергия, поэтому, чтобы ее сохранить, на запястьях носили браслеты – білезік. Причем браслеты нужно было носить парными до глубокой старости, лишь вдовы могли носить один браслет.

Мастер поясняет, что для наших предков ювелирные изделия были не просто украшением – каждый аксессуар, каждый элемент нес какую-то информацию и мог рассказать о хозяине больше обычных слов.

– Допустим, кольцо қус тумсык – птичий клюв символизировало свободу полета и счастья. Такое кольцо носили девушки на выданье. Однако это кольцо было не просто талисманом, а способом рассказать родным то, что нельзя сообщить словами. Например, если дочь, вышедшая замуж, счастлива и в новой семье, у нее складывается все хорошо – она отдавала матери кольцо. Либо если родители приехали в гости, и молодая женщина хочет сообщить, что у нее не все гладко в семейной жизни, она надевала кольцо наоборот. Лишь мать могла расшифровать такое послание, – рассказывает зергер.


Тогда были другие времена, другие нравы. Например, не принято было молодым джигитам открыто говорить о своих чувствах понравившейся девушке. Чтобы выяснить, взаимна ли его симпатия, проводился целый ритуал. Юноша заказывал у местного зергера кольцо и через друга передавал подарок девушке. Если красавице импонируют чувства молодого человека, она надевала кольцо на правую руку. Если искру любви еще нужно разжечь, но шанс у парня есть – на левую. А если джигиту ничего не светит, то кольцо отправлялось в шкатулку или передаривалось подругам.

– Все больше молодых людей выбирают не стандартные обручальные кольца, а традиционные отау жүзік, символ семьи, домашнего уюта, продолжения рода. Дизайн этого кольца очень продуман. Его обычно дарила снохе мать жениха. Считается, что невестка, которая носит такое кольцо, становится настоящей хозяйкой шанырака – шанырак иесі. Сегодня многие интересуются своей историей, традициями, конечно, это радует. Мы, казахи, начинаем ценить наше забытое прошлое. У некоторых просыпается генная память, – рассказывает Болат Атраубаев.

Как считает сам художник, занялся ювелирным делом он во многом благодаря своей генной памяти. С детства Болат мечтал быть военным, носить строгую форму. Но тяга к искусству и ремеслу, желание создавать что-то своими руками оказались сильнее.

– Мой дед был мастером-универсалом. Он делал украшения, предметы домашнего обихода. Видимо, мне на генетическом уровне передалась любовь к этому делу, – улыбается мастер. – Искусство взяло свое, я прислушался к зову сердца, окончил пединститут и поступил в худграф. Долгое время работал в школе, преподавал изобразительное искусство. Стал увлекаться ковроделием, создавал гобелены. Потом случились лихие девяностые, когда одним лишь творчеством сыт не будешь.

– В те годы я, как и многие, занялся торговлей, чтобы прокормить семью, «челночил» – возил товары. Днем стоял на базаре, а вечерами и ночью делал эскизы, ткал гобелены, – вспоминает художник. – В 2003 году состоялась моя первая персональная выставка гобеленов в Актобе. Помню, тогда в ходе поездки Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева в Актобе состоялась встреча с творческими людьми, где я представлял свои работы. Я был так удивлен тому, что Елбасы знал тонкости создания гобелена, виды ковров, не я, а он мне рассказал, где какие техники я использовал в своей работе.

Ювелирным делом мастер занялся уже позже. Готовясь к очередной выставке, он решил применить смешанную технику и украсить гобелены вставками из металла. При этом обработку металла он освоил самостоятельно. Процесс оказался настолько интересным, что сердце мастера пленилось новым увлечением.

В работе зергер не использует современных технологий. Он считает, что лишь старые традиционные инструменты обладают особой энергетикой, которая передается изделию. Каждый узор мастер делает не просто так. В традиционных украшениях все имеет свой смысл.

– Возрождение своего национального ремесла – всегда актуальный вопрос. Потому что человек, который знает свои корни, не теряется в будущем. Радует, что политика Казахстана направлена на возрождение национальной культуры, к примеру, программа «Рухани жаңғыру» очень в этом помогает. Наши дети должны обращать внимание на историю. Человек, который знает свои корни, морально крепче. Мы должны эти знания сохранять и идти дальше, передавая их другому поколению. Материальные блага приходят и уходят, а духовные ценности остаются, – считает ювелир.

Сегодня Болат Атраубаев является участником проекта «100 новых лиц Казахстана», лауреатом Премии Фонда Первого Президента РК. Гобелены, картины и его изделия находятся в частных коллекциях и различных учреждениях городов Казахстана, России, Франции, Польши, Китая, Азербайджана , ОАЭ, Ирана, Стамбула, Туркменистана. Помимо этого мастер является двухкратным чемпионом РК по ушу-саньда, обладателем черного пояса таэкводно, синего пояса карате и синего пояса айкидо.

Статья опубликована в №88, от 24.07.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "О чём говорили кольца".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 442.05  474.14  4.74
Алматы 10.4°