Художник Борис Морозов рассказал о своем трудном детстве и профессиональном становлении в эксклюзивном интервью «Вечерке»

Художник Борис Морозов рассказал о своем трудном детстве и профессиональном становлении в эксклюзивном интервью «Вечерке»

Казахстанский художник Борис Морозов – автор более 3000 полотен, его картины демонстрировались в 30 странах, а одна работа из шести не вернулась после выставки в Лувре.

Борис Морозов – член Союза художников СССР и Союза художников Казахстана, педагог, более полувека посвятивший взращиванию молодых талантов в родной Шемонаихе, одном из райцентров Восточно-Казахстанской области.

Недавно он посетил Алматы. В эксклюзивном интервью нашей газете художник рассказал о своем трудном послевоенном детстве и профессиональном становлении, о творчестве и учениках, а также о дружбе со знаменитым земляком, писателем Анатолием Ивановым, автором романов «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», получивших широкую известность благодаря многосерийным фильмам, снятым в советское время.

Что интересно, когда Борис Морозов пошел в первый класс, то сразу попал на урок рисования. 

– Не знаю точно, может, я опоздал в школу, но был урок рисования, – рассказывает Борис Филиппович, – учительница ходит по классу, смотрит рисунки и ставит оценки – четверки, пятерки, а мне поставила тройку. Я говорю: «А почему мне три?» «Странно, а сколько ты хочешь?» – отвечает она. «Я хочу пять» – «Почему?». У меня по-детски непроизвольно (потом я уже понял, что мысль материальна) вырывается: «Потому что я буду художником». Она удивляется: «Да?» – зачеркивает мне тройку и ставит четверку. Этот первый урок рисования я запомнил на всю жизнь. 

В 13 лет мальчишка серьезно увлекся рисованием и твердо решил стать художником, но также занимался спортом, бегал на лыжах. Позже он будет работать по совместительству тренером в школе олимпийского резерва в Риддере. 

– У нас в школе имени Николая Островского, где я учился, был кружок рисования, вел его Александр Гаврилович Попов, он окончил Алматинское художественное училище с красным дипломом, – рассказывает Борис Филиппович. – После семи классов я поехал в Алма-Ату поступать в это училище, оно находилось на углу улиц Пушкина и Виноградова в старом деревянном двухэтажном здании. Потом училище переехало на улицу Гоголя. Приехал в Алма-Ату ночью на поезде, но мне не терпелось увидеть то место, где я буду учиться, поэтому на последние деньги нанял такси и сразу поехал туда. Когда в первый раз увидел училище, у меня были такие чувства, будто это мой родной дом. Вертелись мысли в голове, что здесь я получу знания, которые мне так необходимы в жизни. Сдал экзамены, поступил. Самым ярким преподавателем у нас был Черкасский Абрам Маркович. Он нам устраивал пленэры на Алматинке. Мы приходим на речку, а Черкасский нам говорит: «Так, ребята, сделайте по 50 набросков», а мы ему: «Абрам Маркович, жарко, можно искупаться?» – «Вот давайте, сделайте сначала по 50 набросков, а потом купайтесь». И ты торопишься, пытаешься успеть. Иногда рисуешь девушку, которая отдыхает на берегу и даже не подозревает об этом, а потом твоя модель встает и уходит. «Абрам Маркович, она ушла, что делать?» – «Рисуй по памяти, это живые люди, и никто вам здесь не позирует, почему я вас и привожу сюда». Черкасский был настоящий живописец и многому нас научил. 

После службы в армии Борис Морозов поступил в Заочный народный университет искусств в Москве, где проучился пять лет. 

– На мой взгляд, в Алматинском художественном училище я получил больше знаний, чем в московском университете искусств, – говорит Борис Филиппович. – Очень хорошую базу дал нам Черкасский, именно он научил меня живописи. Несколько лет назад в Екатеринбурге проводилась международная выставка «Открытая Сибирь», в ней участвовали 200 художников из разных стран. Французы привезли 60 произведений, я выставил 42 работы, которые в экспозиции соседствовали с картинами Марка Шагала. 

Комиссия искусствоведов из Франции присудила Гран-при Борису Морозову, единственному участнику из Казахстана. Из двухсот художников начался отбор на выставку в Лувре, в итоге взяли всего троих авторов: двое из них россияне и наш сооте­чественник Борис Морозов.

Выставка в Лувре проводилась в 2019 году, там было шесть картин Морозова, одно полотно назад не вернулось, видимо, музей оставил его себе. По словам автора, это была акварельная работа размером 60 на 80 сантиметров под названием «Затмение», которая многим нравилась.

На ней было изображено солнце над стройными соснами, луна закрыла собой диск, но пылающие лучи вырываются и озаряют все вокруг. 

Художник вспоминает, что первая его выставка состоялась в школе имени Николая Островского, когда он учился в пятом классе. С тех пор он провел более сорока выставок, работы Бориса Морозова демонстрировались в тридцати с лишним странах мира. 

Художник был дружен с писателем Анатолием Ивановым, который после переезда в Москву нередко посещал свою малую родину. 

– Мы жили с ним на одной улице в Шемонаихе, Анатолий Степанович бывал в моих мастерских, – рассказывает Борис Филиппович. – Марьин утес, описанный в романе «Тени исчезают в полдень», находится в окрестностях Шемонаихи. По моим эскизам созданы два проекта – бюст Анатолию Иванову в Шемонаихе и скульптура Марьи Вороновой, героини романа «Тени исчезают в полдень», на Марьином утесе. Я планировал статую Марьи высотой восемь метров, но сделали шесть. 

У Бориса Морозова двое детей – дочь и сын, двое внуков, правнучка, и он воспитал множество талантов. Его ученики преподают во многих школах Шемонаихинского района, постоянно участвуют в художественных выставках. Членами Союза художников Казахстана являются Ирина Журавлева, Вадим Салманханов, Дмитрий Иванов и другие его ученики. 

На сегодняшний день у Бориса Морозова имеется свыше трех тысяч работ, и к своему 80-летию он намерен устроить персональную выставку в Алматы.

Статья опубликована в  №137, от 19.11.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Морозов и солнце".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!