Классический опыт

Балет «Корсар» в Театре имени Абая стал экспериментом по сочетанию классики с современными визуальными эффектами

Классический опыт
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

«Корсар» – это красочная хореографическая постановка о морских пиратах, созданная по мотивам одноименной поэмы Байрона.

В либретто гармонично переплетаются приключения и лирика. Балет насыщен яркими партиями, а современные технологии, включая 3D-анимацию, усиливают сказочный эффект.

Действие разворачивается на рынке рабов в Адрианополе, куда прибывают корсары вместе с капитаном Конрадом. Там ждет его возвращения юная Медора. Но в нее с первого взгляда влюбляется паша Сеид – правитель Адрианополя, который выкупает ее у торговца рабами Ланкедема, заменившего ей отца…



Представляя премьерный спектакль, директор ГАТОБ Ая Калиева рассказала о мировой истории постановки. Музыку к балету написал Адольф Адан, хореографию создал Жюль Перро. Первая премьера состоялась в 1856 году на сцене Парижской оперы. Однако настоящая слава к спектаклю пришла спустя два года – после того, как его модернизировал русский хореограф французского происхождения Мариус Петипа. Он существенно разнообразил хореографию, а к музыке Адольфа Адана добавились вариации композиторов Лео Делиба, Рикардо Дриго, Цезаря Пуни. Балет разросся, стал еще более красочным и динамичным.

– С тех пор спектакль обошел весь мир, включая Голливуд, его очень ценят профессионалы в области балета, потому что он предоставляет артистам широкие возможности в раскрытии хореографического и драматического дарования, – анонсировала премьеру директор театра.

Ранее спектакль уже шел на сцене ГАТОБ. Балет был поставлен в Алматы новосибирскими хореографами и включен в репертуар театра с 1995 по 2008 год.

Нынешняя постановка существенно отличается от него. Созданы новые декорации, обновлена хореография, дополнена фрагментами классических произведений музыкальная партитура – именно с нее началась работа над новым спектаклем.
Перед началом работы были детально изучены партитуры «Корсара», созданные разным театрами, и на основе этого опыта в ГАТОБ была сформирована своя оригинальная партитура.

– Мы дополнили постановку самыми лучшими классическими вариациями, которые по своему музыкальному стилю органично вписываются в партитуру, – отметил дирижер-постановщик заслуженный деятель РК Ерболат Ахмадьяров. – Так, в нашей постановке звучат фрагменты из других произведений Адана – «Нюрнбергская кукла», «Если бы я был король», также в некоторых сольных партиях усилена оркестровка, что, по моему мнению, сделало их более яркими и насыщенными.

Большая работа проделана в плане сценографии. Для создания декораций был приглашен итальянский специалист Вильям Орланди, он сделал эскизы, но в связи с разгоревшейся пандемией лично не смог приехать в Алматы. Идеи Вильяма Орланди в сочетании со своими творческими задумками воплотил казахстанский сценограф Есенгельды Туяков, имеющий сорокалетний стаж работы.

– Для меня этот опыт был очень интересен. Я никогда не встречался и не общался с итальянским специалистом, в моем распоряжении были только его эскизы, и предстояло понять их последовательность, что за чем идет. Чтобы выстроить общую сценографическую картину, я создал макет, и тогда все стало на свои места, – поделился сценограф.

Сценография усилена 3D-гра­фикой, которую создал дизайнер Ерген Токмурзин.

– Видеоэффекты создают момент присутствия и вместе с музыкой, хореографией и сценографией погружают зрителя в атмосферу сказочных приключений, – отметила директор ГАТОБ.

Хореографом-постановщиком спектакля выступила руководитель балетной труппы театра народная артистка РК Гульжан Туткибаева.

– Это спектакль, где гармонично все – хореография, музыка, декорации, это балет, который хочется танцевать. Каждый персонаж спектакля интересен, ярок, – отметила хореограф.

Она рассказала, что в спектакле задействовано четыре состава солистов. В числе артистов, принимающих участие в постановке, заслуженный деятель РК Гульвира Курбанова, заслуженный работник культуры РК Жанель Тукеева, Рахим Даиров, Нельсон Пенья и другие солисты.

– Мы создавали спектакль в непростое время, одна из сложностей заключалась в том, что в период карантина выросли цены на материалы, нам пришлось выходить из положения – привлекать спонсоров. Несмотря на трудности, считаю, коллектив успешно справился с творческими задачами, – заключила Ая Калиева, пожелав зрителям ярких впечатлений от новой постановки.