Кочевник наших дней: водитель фуры – это призвание

Кочевник наших дней: водитель фуры – это призвание

И снова вдаль зовет дорога… Так начинается рабочий день у алматинца Александра Шелепанова.

Из окон его «офиса» постоянно новый пейзаж, а рабочее место – это водительское кресло и шоферская баранка. Он уверен: водитель фуры – не просто профессия, это призвание. 
Вот уже более 10 лет Александр совершает регулярные рейсы, открывая для себя новые горизонты. За это время намотал не одну сотню тысяч километров, но впереди еще множество дорог и новых поворотов. 

– Я с детства любил дорогу, большие машины. У меня отец был водителем и каждая поездка с ним – самые яркие воспоминания. В то время, когда сверстники мечтали быть космонавтами, вглядываясь в звезды, я смотрел вдаль серой ленты дороги, предполагая, что это мой путь, – признается Александр.

Следуя за мечтой, освоил все тонкости водительского мастерства. Он ездит и на мотоцикле, и на легковой машине, с легкостью управляется с многотонным монстром. Как таковой школы профессии дальнобойщика у нас нет – все познается на практике, приходит с опытом. Первое время в рейсы молодой человек ездил на «Газели». Несмотря на то, что этот транспорт, как правило, для города и небольших междугородних маршрутов, он умудрялся гонять своего «пони» в продолжительные заграничные поездки. Как говорится, тяжело в учении – легко в бою.

Приспособиться к нраву фуры уже было проще, и маршруты изведаны.

– Сейчас для меня дорога – как дом родной, – улыбается водитель. – В нашей работе много плюсов: это постоянные путешествия, новые страны, новые знакомства и чувство свободы... Да, в этом деле без романтики никуда. А как же иначе?! В пути обычно проводишь около месяца, подолгу не видишь семью, друзей – вот это сложно. 

За время работы парень объездил весь Казахстан и всю Россию, исколесил большую часть Центральной Азии, пересек Европу… Несмотря на то, что зачастую рейс проходит по уже знакомому пути, дорожными пейзажами, по его словам, невозможно насытиться.

– Особенно покоряют горные серпантины с их извилистыми поворотами, спусками и подъемами, буйством зелени, острыми пиками скал. Но так уж устроено, что самые красивые участки – они же и самые опасные. Дорога вообще капризная дама, которая требует к себе постоянного внимания, а в горной местности особенно. Например, в Грузии есть Крестовый перевал, представляющий собой узкую дорогу, которую с одной стороны подпирает высокая скальная стена, а с другой – отвесный обрыв. Как бы красиво ни было на таких участках, особо по сторонам не насмотришься – любая ошибка может стоить очень дорого, – делится Александр. 

Бывают в дороге и непредвиденные ситуации, поломки, аварии, «капканы» погоды. Несмотря на то, что водитель едет без напарника, в беде один он не останется. У дальнобойщиков очень развита культура взаимопомощи. Остановиться и помочь – это негласное правило, которому следуют все без исключения порядочные водители. Именно такое отношение дальнобойщиков друг к другу создает дух шоферского барства. 

– Помню, как-то зимой ехал в сторону дома. Уже проехал Караганду и, казалось бы, до пункта назначения рукой подать, но из-за разбушевавшейся метели дорогу перекрыли. Пурга стояла такая, что дальше фар ничего не видно было. Так на трассе мы застряли почти на семь дней.

Мало кто рассчитывал на такую остановку, никто не запасся провизией и водой. Помогали друг другу чем могли – делились последними крохами. Местные жители не оставили в беде, на лыжах пробирались к нам сквозь непогоду, привозили еду, хлеб, питье. Даже денег не брали. На вертолетах МЧС прилетали, раздавали провизию, – вспоминает водитель. – Разные ситуации бывают. И от поломок никто не застрахован. Самое сложное – менять на трассе колесо, которое весит 120 килограммов, еще и зимой, когда руки буквально примерзают к металлу. Много аварий повидал, об этом даже говорить не хочется. Бывало, видишь на трассе машина горит, останавливаешься, достаешь огнетушитель…

Не обходится в пути и без курьезных и даже мистических случаев.

– Есть в Казахстане так называемая «Долина смерти», которая находится в Кызылординской области, близ поселка Амангельды. Это место окутано множеством легенд и страшилок, которые водители любят рассказывать друг другу, приправляя специями эмоциональных подробностей. В общем, так получилось, что застрял я там аккурат в ночь. Тогда еще ездил на «Газели» и не рассчитал расстояние до заправки, закончился бензин, а накануне как раз довелось мне услышать одну из любимых у дальнобойщиков историй про женщину с копытами, которая якобы бродит в тех местах и забирает души заблудившихся путников. Сижу в машине один на один с темной ночью... И тут слышу цокот копыт. Сначала едва уловимый, потом все отчетливей и громче. Вот уже словно кто-то ходит за кузовом... Скрывать не буду, фантазия начала рисовать всевозможные картинки, аж мурашки по коже… Собрав волю в кулак, включил фонарик и вышел из кабины. Обошел машину и увидел, как крепление тента разболталось и бьется на ветру, создавая звук, очень похожий на стук копыт. Сейчас об этом вспоминать смешно, а тогда ночью было жутковато, – с улыбкой рассказывает шофер. 

Техника безопасности у водителей на первом месте. С этим связаны и свои традиции, приметы, ритуалы, которые вплелись в рабочую жизнь и стали золотыми правилами, выработанными временем и опытом. 

– Считается хорошей приметой перед выездом обойти машину вокруг. Это объясняется с практической стороны. Делая такой обход, водитель смотрит, все ли в порядке, не спущено ли колесо, горят ли габариты и так далее. Также есть примета – никогда сразу не сдавать назад, сначала нужно проехать хоть несколько сантиметров вперед. Это, я считаю, также больше технический опыт, который передается от водителя к водителю. Так как машина большая, еще и с прицепом, в зеркала невозможно увидеть, что происходит с ее тыльной стороны: там может стоять человек, находиться какая-то преграда или еще что-то. А делая сначала рывок вперед, можно избежать непредвиденных наездов и столкновений. В целом проверка состояния автомобиля и личных вещей – это тоже обязательный ритуал перед поездкой, – объясняет наш собеседник.

Также принято устанавливать с края лобового стекла табличку с именем. Это нужно для того, чтобы соратники по дороге в случае необходимости смогли связаться по рации.

– Главное украшение в кабине – это рация, без нее никак. Мы предупреждаем друг друга об опасностях на дороге, об авариях, можем попросить о помощи или просто узнать, как проехать. У нас есть свой жаргон, понятный только дальнобойщикам. Например, «темная обочинка» – значит, что в полосе стоит машина без габаритов и аварийных сигналов, «дрова» – это топливо, «короеды» или «буратино» – лесовозы, а фразой «впереди машинка работает» предупреждаем о гаишниках. Благодаря рации не только общаемся, но и помогаем избежать аварий и даже спасаем жизни. Допустим, у фуры отказали тормоза, водители связываются друг с другом и помогают остановить взбунтовавшийся транспорт или расчистить дорогу, чтобы никто не пострадал. 

По словам Александра, несмотря на всю романтику с большой дороги, – быть дальнобойщиком сможет не каждый. Эту работу нужно любить и гореть ей всем сердцем. 

Статья опубликована в  №136, от 17.11.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Кочевник наших дней".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!