Летопись сценического искусства страны представляют афиши музея Нацтеатра драмы им. М. Ауэзова

Фото афиш предоставлено музеем Казахского национального театра им. Мухтара Ауэзова
Фото афиш предоставлено музеем Казахского национального театра им. Мухтара Ауэзова

Музейный фонд плакатных изданий насчитывает порядка 2000 единиц, это 1700 афиш, посвященных спектаклям, а также 300 плакатов, выпущенных в честь юбиляров.

Афиши были выпущены к спектаклям, шедшим на подмостках театра в разные исторические периоды. Хотя театр начал свою деятельность в 1920-х, самая ранняя из сохранившихся афиш датируется 1942 годом. Она посвящена спектаклю «Ақан сері – Ақтоқты», поставленному по пьесе Габита Мусрепова в самый разгар Великой Отечественной войны, в 1942-м. 

В то время театр перешел к героико-эпическим произведениям, центральными персонажами становились исторические личности, чей жизненный путь был примером стойкости в борьбе за правду.

Несмотря на войну, в театре кипела жизнь. Спектакли начинались поздно вечером, потому что в дневное время все электрические мощности были направлены на заводы и фабрики, производившие продукцию для фронта. 

В числе зрителей были эвакуированные в Алма-Ату деятели искусства, в частности, Сергей Эйзенштейн, Михаил Жаров, приезжавший с фронта к семье Сергей Михалков и другие знаковые фигуры советского искусства того времени. Для них, как и для обычных зрителей, каждая новая афиша была символом оптимизма, олицетворением духовного противостояния тяготам военного времени. 

Война закончилась, и последующие десятилетия ознаменовались новым этапом в отечественном театральном искусстве. В конце 1950-х после окончания ГИТИСа в театр пришел ученик народного артиста СССР Андрея Гончарова Азербайжан Мамбетов, который принес в театр много свежих идей. 

– Азербайжан Мадиевич исповедовал школу Станиславского, он настаивал, что тело – это один из главных инструментов актера, поэтому в театре появились утренние разминки, – рассказывал ранее народный артист Казахстана, глава Союза театральных деятелей РК Тунгышбай Жаманкулов. – С утра актеры разогревали мышцы, делали гимнастические упражнения, чтобы к моменту репетиции быть готовыми к выполнению серьезных пластических задач. Такой порядок заведен в театре и сегодня. 

Наравне с казахскими и мировыми произведениями народный артист СССР Азербайжан Мамбетов активно ставил русскую классику. Так появились афиши, приглашавшие зрителей на постановки чеховских пьес. 

Параллельно худрука Театра имени Ауэзова приглашали ставить в московские театры. В частности, Театр имени Вахтангова предложил Азербайжану Мамбетову сделать спектакль «И дольше века длится день» по Чингизу Айтматову. Это было в 1982 году. Казахстанскому режиссеру удалось адаптировать айтматовскую прозу к театральной сцене. Тогда история о буранном полустанке собирала в Москве аншлаги. К слову, спустя два года вахтанговцы приезжали в Алма-Ату, и в числе других спектаклей гастрольный репертуар включал и его. Так премьера спектакля, поставленного режиссером в Москве, состоялась и на его родной сцене. 

– В 2021 году отмечалось 100-летие Театра имени Вахтангова. На юбилей приезжало и руководство нашего театра. В качестве подарка мы преподнесли вахтанговцам точную копию афиши спектакля «И дольше века длится день». Коллеги были тронуты этим подарком, – рассказала руководитель музея Наргиз Тамабеккызы.

Также в коллекции музея афиши, посвященные знаковым спектаклям Ауэзовского театра – «Абай», «Айман-Шолпан». Эти спектакли ауэзовцы возили на послевоенные декады казахского искусства в Москве, и всякий раз постановки пользовались большим успехом. Что же касается родной сцены, то эти спектакли неизменно проходят с аншлагом. 

– Абай – одна из ключевых фигур нашего театра. В экспозиции музея представлены костюмы актеров, воплощавших образ Абая, с самой первой постановки в 1940 году и по настоящее время, афиши этих спектаклей, – обратила внимание на экспонаты руководитель музея.

С эпохой независимости в театре началась новая эра – об этом подробно рассказывает второй зал музея. Сегодня коллектив театра состоит из 300 человек. Труппа, возглавляемая заслуженным деятелем РК Еркином Жуасбеком и художественным руководителем, народным артистом СССР и Казахстана Асанали Ашимовым, принимает в работу казахскую и мировую драматургию, опираясь на богатейший опыт, творчески экспериментирует, сочетает театральные традиции с новыми формами. 

Сегодня афиши представляют современный репертуар в интернете, они рассказывают о таких спектаклях, как «Сто лет любви» Дулата Исабекова, «Дядя Ваня» Антона Чехова, «Анна Каренина» Льва Толстого и, конечно же, «Путь Абая» по произведению Мухтара Ауэзова.

Наряду с афишами музей хранит материалы с 1926 по 1970 год, экспонирует раритеты, связанные с жизнью и творчеством Капана Бадырова, Калибека Куанышпаева, Амре Кашаубаева, Елюбая Омирзакова и других звезд казахстанского искусства. 

Также в большой двухзальной экспозиции собраны афиши, театральные костюмы, личные вещи и государственные награды актеров, портреты корифеев драматического искусства, выполненные выдающимися мастерами кисти Гульфайрус Исмаиловой, Сахи Романовым, Ольгой Кужеленко. 

Статья опубликована в  №84, от 23.07.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Репертуар с историей".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 443.35  475.54  4.82
Алматы 6.9°