Маршрут на двоих: как троллейбус стал судьбой для Бахытжана и Динары Булегеновых

Их жизненные дороги сошлись на конечной остановке троллейбуса, где водители могли немного отдохнуть перед новым рейсом.

Разговорились, а потом больше не расставались. Так конечная стала для Динары и Бахытжана началом в профессиональной карьере и личной жизни. В то время, как признаются наши герои, работа им дарила много ярких впечатлений. Впрочем, и сегодня ничего не изменилось, ведь дорога, даже если она хорошо знакома, всегда приносит множество открытий.

– Как вы стали водителем троллейбуса?

– Динара: Это было после школы, шла по улице и увидела девушку за рулем троллейбуса. Она так уверенно вела машину, что можно было засмотреться. И тогда мне пришла мысль: а почему бы не стать водителем троллейбуса? Так в 1987 году я переступила порог учебного комбината трамвайно-троллейбусного управления, отучилась, и вождение троллейбуса стало делом моей жизни.

– Бахытжан: Я вожу троллейбус с 1988 года. Профессию мне помогла выбрать старшая сестра. Сказала – иди на курсы, дело хорошее. Ее поддержала одна наша знакомая, работавшая водителем троллейбуса, и я подумал, почему бы и нет. Записался на курсы и с тех пор работаю и благодарен сестре за то, что помогла найти мое призвание.

– В троллейбусном парке вы нашли не только свое призвание, но и друг друга. Как вы познакомились?

– Б.: Это было в начале нашей работы. Динара уже была профессиональным водителем, а я ездил с инструктором – только учился, и как-то на одной из конечных остановок увидел ее. Подошел, познакомились, стали о чем-то разговаривать. Она мне очень понравилась. Я стал ездить пассажиром в троллейбусе Динары, чтобы только видеть ее, – стоял на задней площадке, что-то там пытался рассмотреть… Только от того, что еду в ее троллейбусе, становилось тепло на душе. Потом мы стали встречаться и через некоторое время решили пожениться.

– Вы помните свой первый рейс?

– Д.: Очень хорошо помню. Немного боялась и попросила наставника сделать один полный круг со мной. Это придало уверенности. Я старалась, вела аккуратно, потом, когда приехала на конечную, решила спросить наставника, как я вела, и тут выяснилось, что его давно нет.

Оказывается, он проехал со мной совсем немного и, ничего мне не сказав, выскочил на второй или третьей остановке.

– Б.: Свой первый рейс помню прекрасно. Я выпустился с курсов в канун новогодних праздников. К слову, стажировку прошел досрочно – на курсах посчитали, что я уже готов к работе. Меня посадили сменщиком к наставнику, который меня стажировал. И вот поехал во вторую смену.

Атмосфера новогодняя, город празднично украшен, в салоне запах мандаринов, люди едут на катки, родители везут детей на представления, а вечером народ стекается к главной елке города. Настроение праздничное и одновременно ощущение своей нужности, ведь везем пассажиров на праздник мы, водители! Это чувство было очень важным.

– Расскажите о ваших взаимоотношениях с пассажирами. Знаю, что есть водители, которые, например, коллекционируют самые необычные вопросы. А как у вас с этим?

– Д.: Вопросов много задают, причем самых разных. Иногда интересуются, сложно ли водить троллейбус. Отвечаю, что, как и любому делу, сначала нужно обучиться, и добавляю, что свое дело нужно любить и тогда оно тебе будет открываться. Самый частый вопрос – куда идет троллейбус, и, если маршрут подходит пассажиру, он с улыбкой заходит в салон. Вообще очень приятно видеть улыбающихся пассажиров, это говорит о том, что ты занимаешься нужным делом.

– Б.: Бывают интересные, запоминающиеся разговоры. Как правило, это диалоги с детьми. Помню, как-то еще в советское время к моей водительской кабине подошли двое ребят и говорят: «Дядя, у вас такая большая машина, прямо как самолет. Можно нам научиться управлять вашим самолетом?»

Я сказал: «Конечно, можно, только для этого вам нужно немножко подрасти. Вот вырастете, окончите курсы и сможете управлять таким самолетом...»

– Д.: Недавно ко мне подошел молодой человек с дочкой на руках – видимо, ехали в садик. Поздоровался и спрашивает: «Вы меня помните? Вы моего папу возили на работу, потом меня в школу. Студентом я часто ездил с вами, а сейчас, получается, и моих детей возите».

Поблагодарил меня, пожелал здоровья. Мне было очень приятно.

Но разговариваем мы с пассажирами только на остановках, во время движения не отвлекаемся.

– Что делаете с зайцами?

– Д.: У работающих на линии контролеров есть четкий алгоритм действий. Я считаю, что за проезд нужно платить. Правда, иногда, очень редко, бывает, что пассажир спрашивает разрешения – можно ли проехать бесплатно несколько остановок, мол, нет денег, а ехать надо.

Извиняется. Тогда иду навстречу, что же делать.

– Б.: Мне зайцев не приходилось встречать, все вовремя оплачивают. Ну, бывает, забыл человек дома кошелек или карточку, тогда разрешаю проехать бесплатно.

– Мы знаем случаи, когда, например, экипаж самолета смог принять роды у пассажирки. А бывало ли что-нибудь подобное в троллейбусе?

– Д.: Если пассажиру требуется медицинская помощь, мы вызываем скорую, сообщаем диспетчеру о сложившейся ситуации. Элементарную помощь мы можем оказать сами, у нас есть аптечка, но не более.

Родов в троллейбусе принимать не приходилось, но, если такое вдруг произойдет, мы знаем, как действовать: высадим пассажиров, вызовем скорую.

Троллейбус не самолет, и профессиональную помощь можно вызвать в любое время. Ну а пока неотложка будет ехать, я, как женщина, сделаю все от меня зависящее, чтобы помочь пассажирке. 

– Разговариваете ли вы дома о работе?

– Д.: Да, мы с мужем часто говорим о работе. И когда вечером едем со смены, обсуждаем прошедший рабочий день. Иногда дети даже смеются: папа, мама, без троллейбуса не можете?

– Б.: Дети правы. О чем бы мы ни говорили, все равно сворачиваем к троллейбусу, маршруту, а потом ловим себя на том, что опять говорим о работе, и это неудивительно – троллейбус уже давно стал частью нашей жизни.

– Случалось ли вам смотреть фильмы, где главными героями выступают водители троллейбуса. Насколько они правдоподобны?

– Д.: Сразу вспоминается фильм «Берегись автомобиля». Там, если помните, троллейбус вела героиня Ольги Аросевой, вела прямо как настоящий водитель, очень правдоподобно.

– Можно ли назвать троллейбус изящным видом транспорта?

– Д.: Конечно, ведь он идет очень плавно. Я считаю, что троллейбус служит украшением нашего города.

– Когда вы пассажиром ездите в троллейбусе, не хочется сесть за руль?

– Д.: Хочется! Заходишь в троллейбус, садишься на пассажирское сиденье и понимаешь, что чего-то не хватает, а не хватает кабины, руля, педалей, ощущения того, что ты ведешь троллейбус.

– Не думали когда-нибудь сменить работу?

– Д.: Нет, никогда. Разве можно оставить такое прекрасное дело?! Троллейбус – это часть жизни и, если ее лишиться, жизнь будет неполной.

– Б.: Предлагали работать и водителем автобуса, и водителем трамвая, но я не поддался на уговоры. Как можно оставить работу на таком интересном и удобном виде транспорта?!

– Д.: Мы преданы троллейбусу!

– Хотели бы вы, чтобы ваши дети продолжили профессиональную династию?

– Д.: Да, хотелось бы, чтобы дети работали на троллейбусе. Хороший вид транспорта, экологически чистый. Вроде бы сын собирается стать водителем троллейбуса. Если он окончательно примет решение продолжить наше дело, мы ему с удовольствием поможем. Династия – это замечательно!

Статья опубликована в  №87, от 30.07.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Маршрут на двоих".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 448.15  483.46  4.86
Алматы 8.2°