Музыкальная история: в Казахстане проходят концерты, посвященные памяти Иосифа Когана

В 2020 году исполнилось 100 лет со дня рождения заслуженного артиста Казахской ССР, исполнителя, композитора, музыковеда Иосифа Когана (1920–1982).

Но поскольку юбилейный год выпал на пандемию, то памятные мероприятия начались в минувшем музыкальном сезоне и перешли на этот год. Так, в прошлом декабре в Государственном театре оперы и балета «Астана Опера» состоялся концерт «Струны XX столетия», а в мае этого года творчеству Иосифа Когана посвятили концерт педагоги и учащиеся Республиканской казахской специализированной музыкальной школы-интерната для одаренных детей имени Ахмета Жубанова в Алматы. 

Вместе с музыкальными произведениями на творческих вечерах звучали воспоминания о музыканте, говорилось о том, что в музыкальном мире республики фамилия Коган стала не только именем собственным, но и понятием нарицательным. Наряду с такими фамилиями, как Жубанов, Брусиловский, Тулебаев, она прочно вошла в золотой фонд отечественного искусства. 

Начало пути

На концертах, посвященных Иосифу Когану, его дочь, пианистка Елена Шалкова-Коган напомнила страницы биографии своего отца и всей музыкальной династии Коган. Наряду с Иосифом Коганом выдающийся вклад в развитие музыкального искусства республики внесли его брат – пианист, народный артист КазССР Семен Коган, и сестра – пианистка и педагог, заслуженная артистка КазССР, профессор консерватории имени Курмангазы Ева Коган.

Детство будущих музыкантов связано с Молдавией, где их отец держал музыкальный магазин. Начало жизни, проведенное в окружении музыкальных инструментов, предопределило их профессио­нальный выбор.

Летом 1941 года семья была вынуждена покинуть Молдавию: уже 22 июня Кишинев стал прифронтовым городом. Из-за слабого зрения братьев Коган на фронт не призвали. Нужно было срочно покидать город – в еврейской общине были прекрасно осведомлены, на какие зверства способны фашисты. Взяв с собой только самое необходимое, семья успела вскочить на ступеньки уходящего эшелона. 

Музыканты в пути организовали фронтовую бригаду, выступали перед бойцами, в тылу, переезжали в эшелоне из региона в регион.

Кюй и Паганини

В Алма-Ате поезд сделал восьмичасовую остановку. Иосиф Коган и его брат Семен воспользовались этим временем, чтобы поискать в городе работу. Они разыскали управление по делам искусств и поинтересовались, не нужны ли в городе музыканты. Им организовали прослушивание, а экзаменовал Иосифа и Семена именитый композитор, дирижер, музыковед Ахмет Жубанов.

После прослушивания они были сразу зачислены в штат филармонии. Так восьмичасовая остановка поезда коренном образом изменила судьбу музыкальной династии. Республика стала им вторым домом, не менее любимым, чем первый. 

Сфера профессиональных интересов Иосифа Бенедиктовича Когана была обширной. Наряду с концертной деятельностью он преподавал в консерватории, вел большую просветительскую работу – так, архивы «Вечернего Алматы» хранят статьи музыканта о казахских акынах-импровизаторах. К слову, казахская музыка стала одним из основных направлений его работы. 

«Чтобы наиболее достоверно передать звучание народного инструмента, Иосиф Бенедиктович изучал приемы игры на домбре у известной исполнительницы, композитора и ученицы Курмангазы Дины Нурпеисовой», – пишут в очерке «Семья Коган. Из истории становления профессионального музыкального искусства Казахстана» Елена Шалкова-Коган и племянник скрипача Евгений Бычков. 

Результатом общения со знаменитой кюйши стало создание 10 каприсов для скрипки. В них Иосиф Коган соединил стиль казахских народных исполнителей с музыкальными традициями Паганини. Эти произведения существенно обогатили отечественный скрипичный репертуар.
Транскрипции кюев «Балбырауын», «Адай», «Асем коныр» стали образцами классической обработки народных произведений.

По свидетельству музыковеда Хабидуллы Тастанова, авторское исполнение Иосифом Коганом казахской музыки было незабываемым. 

«Он постигает стихию произведения через его эмоционально-философские глубины, я, казах, завидую своему другу, как он может буквально растворяться в казахском народном мелосе. С каким тактом и с какой художнической смелостью решаются им сложнейшие скрипичные открытия в нашей национальной музыке», – цитируют авторы очерка слова музыковеда. 

Наряду с исполнением и скрипичной обработкой казахских произведений Иосиф Коган уделял большое внимание произведениям мировой классики. 

Виртуоз и педагог

Уже будучи солистом Казахской филармонии, он открыл для широкой аудитории редко исполняемые тогда сочинения Яна Сибелиуса, Генриха Вильгельма Эрнста, Джорджа Гершвина, Белы Бартока. Впервые в Алма-Ате прозвучали скрипичные концерты Арама Хачатуряна, Дмитрия Шостаковича, Тихона Хренникова.

Иосиф Коган обучал музыкальную молодежь. Будучи профессором консерватории и педагогом школы для одаренных детей имени Жубанова, он строил свое преподавание на традициях Генрика Венявского, Леопольда Ауэра, продолжателем которых являлся. 

«Занятия проходили на третьем этаже старого корпуса консерватории, в классе № 54. По этому поводу педагог шутил: «Номер класса легко запомнить, мои студенты занимаются только на «5» и «4». В аудитории всегда было многолюдно. Здесь и свои ученики, и гости-студенты из других классов, музыканты, преподаватели из разных областей и городов республики. На уроках Иосиф Бенедиктович не выпускал скрипку из рук…» – описывают авторы очерка атмосферу в классе Иосифа Когана.

– По возрасту Иосиф Бенедиктович был мне как отец. Он окружал меня и других своих учеников родительской заботой. Он не рассказывал нам, студентам, о страницах своей биографии. Этим отличались многие представители его поколения – не хотели, чтобы мы слушали о тяготах военного времени. Но Иосиф Бенедиктович делал все, чтобы наша жизнь была иной и уже нашему поколению жизнь казалась раем, – поделился ученик Иосифа Когана, скрипач, генеральный директор Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) Дюсен Касеинов.

Зная о любви профессора к педагогической работе, к открытию в музыке новых имен, молодые авторы несли Иосифу Когану свои произведения – просили, чтобы он их исполнил. И музыкант не отказывал, брал написанные от руки партитуры и нес домой. Рукописи Иосиф Коган изучал за своим рабочим столом, под руками была скрипка. Иногда написанное было трудно разобрать, и порой, как вспоминает дочь музыканта, он в досаде комкал лист. Потом остывал, разглаживал его и продолжал изучать. 

Ученики профессора вспоминают, что Иосиф Бенедиктович обладал блестящей музыкальной памятью. Это позволяло ему, не прибегая к нотам, исполнять наизусть сложные музыкальные произведения. 

– Вспоминается такой случай. Как-то мы должны были делать запись на телевидении, приезжаем в телецентр, и тут Иосиф Бенедиктович говорит, что в спешке забыл ноты. Я предложил вернуться на такси, но он сказал, что исполнит свою партитуру по памяти. К слову, партитура была довольно большой, но он все сыграл очень чисто, четко расставив акценты, – поделился последователь музыкальных традиций Иосифа Когана, ведущий преподаватель школы имени Жубанова Виктор Бардашов.

Репертуар без границ

Благодаря обширному репертуару и прекрасной музыкальной памяти он мог заменить любого солиста, у которого по тем или иным причинам не получалось приехать в Алма-Ату. 

«И он готов был играть всегда! Говорил «да». И только потом следовал вопрос: а что играть?» – приводят авторы очерка слова вдовы музыканта Валерии Сергеевны. 

Иосиф Коган редко репетировал дома. У него была гибкая кисть, которая позволяла практически «без разогрева» исполнять произведения.

Об этом поделился воспоминаниями еще один ученик Иосифа Когана – педагог школы имени Жубанова Еркен Мурзагалиев. 

– Мы, будучи учениками музыкальной школы имени Жубанова, приехали в Москву – нам выпала большая честь выступить на концерте в Кремлевском дворце. В перерыве между репетициями ко мне подошел Иосиф Бенедиктович, спросил, как дела. Я ответил, что хорошо, репетирую. Он похвалил меня, а потом попросил мою скрипку. Я дал ему инструмент… Никогда не забуду, как абсолютно гибкими руками он стал играть сонату «Дьявольские трели» Джузеппе Тартини. Иосиф Бенедиктович исполнил самую сложную часть произведения – каденцию, когда скрипач играет без аккомпанемента, каденция была очень сложной. Он сыграл виртуозно. Потом вернул мне скрипку, улыбнулся и сказал: «Так, захотелось размяться…»

Нёс искусство людям 

В течение 20 лет Иосиф Бенедиктович возглавлял Университет музыкальной культуры – циклы лекций-концертов, рассчитанные на широкий круг любителей музыки. Концерты проходили не только в Алма-Ате, но и в самых отдаленных районах республики. В университете действовало несколько факультетов и филиалов с участием сплоченной команды преподавателей и студентов консерватории. В качестве лектора и солиста нередко выступал сам Иосиф Бенедиктович. За годы существования университета он провел свыше 350 концертов.

Фактически Иосиф Коган концертировал до последних дней, несмотря на тяжелый недуг, выходил на сцену, продолжая открывать новые имена в казахстанском музыкальном искусстве. 

«В начале восьмидесятых к нему подошел начинающий тогда композитор Бахтияр Аманжолов с просьбой исполнить концерт для скрипки с оркестром, который был его дипломной работой. Познакомившись с партитурой, к величайшей радости молодого композитора, Иосиф Бенедиктович согласился. С присущей ему врожденной деликатностью и интеллигентностью профессор делал поправки, давал советы, что позволило усовершенствовать сольную партию. На концерте случилось непредвиденное – музыканты в оркестре «разошлись». Положение спас Иосиф Бенедиктович – уверенно и мастерски провел свою партию, собрав весь оркестр воедино… Это был последний концерт Мастера…» – пишет в очерке Елена Шалкова-Коган.

Сегодня музыкальные традиции Иосифа Когана продолжают его ученики, в числе которых уже упомянутые Дюсен Касеинов, Виктор Бардашов, Еркен Мурзагалиев, первый заместитель директора театра «Астана Опера» Толеубек Альпиев и другие известные педагоги и исполнители.

 – Мы, ученики Иосифа Бенедиктовича, счастливы, что можем передать наследие своего педагога нашим воспитанникам, то есть музыкальным внукам Иосифа Когана, – сказал Виктор Бардашов на концерте памяти музыканта. 

Статья опубликована в  №84, от 23.07.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Музыкальная история".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 444.22  476.38  4.82
Алматы 10°