Не стало кинорежиссера, сценариста и писателя Сатыбалды Нарымбетова

Не стало кинорежиссера, сценариста и писателя Сатыбалды Нарымбетова

Имя Сатыбалды Нарымбетова стоит особняком в истории казахского кино. 

Творивший на перекрестке эпох, он объединил в своем творчестве классику, свободолюбивый дух 1960-х, эксперименты казахской новой волны с ее документальностью и откровенностью и новое кино – кино периода независимости.

И в какой бы стилистике, в каком бы творческом жанре ни работал режиссер, везде он был искренен и правдив со зрителем.
В словах соболезнования родным и близким режиссера Глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что каждая из его работ, созданная в результате творческих поисков, получила высокое признание со стороны критиков и зрителей.

«Сатыбалды Жалелович был талантливым режиссером казахского кино, который имел собственный стиль и постоянно совершенствовал свое художественное мастерство. Он смог через кино передать сложные изменения, происходившие в обществе, а также новый облик эпохи», – отметил Президент Казахстана. 

Начало пути

Сатыбалды Нарымбетов пришел в кино в середине 1960-х. Проучившись три курса на филфаке КазГУ, он собрал свои творческие работы и поехал поступать на сценарное отделение ВГИКа. Рассказы и сценарные зарисовки юноши из Казахстана подкупили комиссию динамичными сюжетами, тонким юмором и народной мудростью. Нарымбетов был принят.

В Москве начинающий автор пришелся к месту – студента сценарного отделения Сакена Нарымбетова стали печатать. Так, журнал «Искусство кино» опубликовал его литературный сценарий «Шок и Шер», по которому впоследствии режиссер Канымбек (Кано) Касымбеков снял одноименный художественный фильм. Картина о дружбе маленького мальчика Шера и жеребенка Шока стала творческим событием начала 1970-х: простая и трогательная история поднимала целый ряд общественно значимых вопросов, включая экологическую тематику, о которой в ту пору особенно не говорили. 

В результате кинолента имела успех не только в СССР, но и получила международное признание – была удостоена приза «Серебряный нимф» на международном кинофестивале в Монте-Карло в 1972 году и других кинематографических наград. 

Из сценаристов в режиссеры

После окончания сценарного отделения ВГИКа молодой кинодраматург и писатель решил попробовать себя в режиссуре.

Дебютом Сатыбалды Нарымбетова стали короткометражная лента «Очарование» («Пороша»), полнометражный фильм «Дон Кихот моего детства» («Чудаки на солнечной поляне»). Именно эти работы он показал будущему мастеру своего курса Георгию Данелии при поступлении на режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров.

Наполненные доброй иронией диалоги героев, а также стремление начинающего режиссера реализоваться в профессии произвели впечатление на Данелию, и Нарымбетов был принят на его курс. 

– Отчасти можно сказать, что Сатыбалды Нарымбетов стал творческим последователем своего педагога, что вполне естественно и закономерно, – считает киновед, доцент кафедры «История и теория кино» КазНАИ имени Т.К. Жургенова Баубек Ногербек. – Безусловно, у каждого из этих режиссеров свой неповторимый почерк. Но фильмы Данелии и Нарымбетова роднит то, что за остроумием сюжетных линий и диалогов скрывается глубокая мудрость.

Выпустившись с Высших курсов короткометражным фильмом «Осенние извилистые дороги» по одноименному рассказу Саина Муратбекова, Сатыбалды Нарымбетов пришел в большое кино в качестве режиссера. 

Время перемен

В стране наступали перемены, горбачевская перестройка отразилась на развитии искусства. 

Сатыбалды Нарымбетов всецело воспринял процесс творческих преобразований, став неотъемлемой частью нового казахстанского кино. Затрагивая важные социальные и исторические темы, режиссер остался верен своему творческому стилю – в его сюжетах всегда находилось место для доброго юмора и народной мудрости, которая в непростое время дарила зрителю надежду. 

В первые годы независимости Сатыбалды Нарымбетов вошел в число ведущих режиссеров республики. Его киноработа «Жизнеописание юного аккордеониста» имела международный успех. Лента, рассказывающая о жизни мальчика в послевоенные годы, наводила на параллели с общественными переменами переходного периода 1980–1990-х годов. Фильм говорил о том, что трудности в жизни человеку помогают преодолевать честность, юмор и любовь. 

Кадр из фильма «Жизнеописание юного аккордеониста»

Фильм «Жизнеописание юного аккордеониста» был удостоен Государственной премии Республики Казахстан за 1996 год и получил широкое международное признание – завоевал рекордное количество призов на самых престижных и авторитетных международных кинофорумах с 1994 по 1996 год: приз «За человечность и доброту» III Российского фестиваля «Киношок»; специальный приз Международной конфедерации кинодеятелей Европы «За авторское кино» – МКФ «Премьерс План», Франция; специальный приз жюри на 45-м Берлинском МКФ; специальный приз жюри за лучшую режиссуру на VIII МКФ в Австрии; специальный диплом жюри МКФ в Японии; Гран-при МКФ «Арсенал» в Латвии; приз имени Жоржа и Риты Садуль Французской академии киноискусства.

Кино независимости 

В преддверии казахстанской независимости набирало обороты общественное движение «Невада – Семипалатинск». На волне антиядерных инициатив Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева вместе со своим лидером – народным писателем РК Олжасом Сулейменовым – активисты-общественники подчеркивали необходимость всемирного разоружения, построения безъядерного мира. 

Сатыбалды Нарымбетов подошел к этой теме с точки зрения игрового кино, сняв в 2002 году фильм «Молитва Лейлы» по мотивам повести Розы Мукановой. Фильм рассказывает о жизни казахского аула в Семипалатинской области, который находится в эпицентре испытаний ядерного оружия. Героиня фильма – девочка Лейла не понимает, почему так быстро умирают люди в ауле, но вместе с тем жизнь идет своим чередом.

Кадр из фильма «Молитва Лейлы»

В последние десятилетия режиссер посвятил себя историческому кино. В 2008 году снял фильм «Мустафа Шокай» о казахском политическом и общественном деятеле и киноленту «Аманат» (2015) – историко-драматическую ленту об историке Ермухане Бекмаханове.

– Эти фильмы показали, что Нарымбетов был многоплановым режиссером, мастером кино, который не боялся браться за сложные темы, требовавшие исторической точности, – подчеркнул Баубек Ногербек, добавив, что, говоря о Сатыбалды Нарымбетове, важно помнить, что он был не только режиссером, но и кинодраматургом, писателем и за его фильмами всегда стояла добротная литературная основа. 

Снимал как дышал

Заслуженного деятеля РК Сатыбалды Нарымбетова не стало в возрасте 75 лет, у режиссера было много творческих планов.

«Всего несколько месяцев назад мы поздравляли Сакена-ага с 75-летним юбилеем. В тот день было сказано много теплых слов, вспоминались заслуги, звучали пожелания. А сегодня трудно найти слова и нет возможности что-то изменить или вернуть…» – отмечено в сообщении для СМИ киностудии «Казахфильм». В том же информационном сообщении приводятся слова члена Союза писателей РК Умит Тажкен: «Оглядываясь на пройденный путь, Сатыбалды может с удовлетворением сказать себе, что он честно служил искусству, что он всегда был честен с самим собой и в своих произведениях, фильмах описывал и показывал только то, что проверил своим сердцем».

Статья опубликована в №82, от 10.07.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Только то, что проверено сердцем".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!