Неотложное дело: почти век станция скорой медицинской помощи помогает алматинцам

Источник фото: Фото Кайрата Конуспаева
Источник фото: Фото Кайрата Конуспаева

История алматинской неотложки насчитывает без малого 100 лет.

Служба скорой помощи была основана в 1926 году, в феврале следующего года состояла из четырех медицинских работников, кучера и повозки. Сегодня ГКП на ПХВ «Станция скорой медицинской помощи» Управления здравоохранения Алматы располагает необходимым для работы в мегаполисе штатом профессионалов, всеми требующимися препаратами и техническими средствами. Парк оснащен современными машинами, в том числе реанимобилями. О том, как работает городская неотложка сегодня, «Вечернему Алматы» рассказал и.о. заместителя директора по медицинской части (Восток) ГКП на ПХВ «Станция скорой медицинской помощи» Андрей Ложкин.

Андрей Анатоль­евич пришел в неотложку фельдшером в 1994 году. После окончания медицинского университета работал врачом реанимационной бригады, старшим врачом подстанции, врачом-экспертом, руководителем службы менеджмента и качества. С 2020 года занимает должность заместителя директора.

– Работать на скорой очень сложно. За ограниченный промежуток времени при наличии минимального диагностического оборудования необходимо поставить предварительный диагноз и принять тактическое решение, а рядом беспокойные родственники или очевидцы. Врач или фельдшер сталкивается с различными патологиями, разными возрастными категориями пациентов. Принять правильное решение, не навредить, сориентироваться в обстановке – главные задачи, в этой работе приобретается огромный опыт, – поделился Андрей Ложкин. 

– Что представляет собой станция скорой медицинской помощи сегодня, как устроена ее работа?

– В Алматы действуют 12 подстанций, находящихся в разных районах города. Ежедневно в мегаполисе работает 217 бригад. Обновление автопарка спецавтотранспорта происходит ежегодно и зависит от износа. За последние два года мы приобрели по договору лизинга 104 новые машины, еще 16 нам подарены меценатами после январских событий. На этот год планируется приобрести 30 машин, из них пять полноприводных для выполнения вызовов в горных и предгорных районах. Согласно штатному расписанию на скорой помощи Алматы работает 2853 сотрудника, из них 252 врача, 1387 средних медицинских сотрудников, 136 человек младшего медицинского персонала и 782 водителя.

– В течение какого времени машина скорой помощи должна приехать по вызову? Какую помощь должны оказывать медики скорой помощи на дому и может ли врач неотложки выписать рецепт?

– Все вызовы, поступающие на 103, делятся на четыре категории срочности.

К первой категории срочности относятся вызовы к пациентам, чье состояние представляет непосредственную угрозу их жизни и требует оказания немедленной медицинской помощи. Вызов второй категории срочности – состояние пациента представляет потенциальную угрозу его жизни без оказания медицинской помощи. К третьей категории срочности относят вызовы к пациентам, чье состояние представляет потенциальную угрозу для здоровья без оказания медицинской помощи. Вызов четвертой категории срочности – к пациентам, чье состояние вызвано острым заболеванием или обострением хронического заболевания, без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, при отсутствии непосредственной и потенциальной угрозы жизни и здоровью пациента.

В зависимости от категории срочности и степени угрозы жизни и здоровью время прибытия бригад до места нахождения пациента составляет от 10 до 60 минут.

Сотрудники оказывают экстренную медицинскую помощь на момент обращения пациента в соответствии с клиническими протоколами диагностики и лечения. По результатам данных осмотра, инструментальной диагностики, динамики состояния пациента на фоне или после проведенных лечебных мероприятий, в соответствии с предварительным диагнозом принимается решение транспортировать пациента в стационар или оставить на месте вызова, дома. В последнем случае медицинский работник дает рекомендации по симптоматическому лечению до прихода участкового врача. Бригада скорой медицинской помощи не выписывает рецептов на лекарственные средства, не выдает листов о временной нетрудоспособности, не проводит освидетельствования факта смерти и выдачи заключения о смерти, не проводит освидетельствования на предмет алкогольного и наркотического опьянения.

– Чем оснащаются бригады скорой помощи, должны быть у них, к примеру, градусники, шприцы, бахилы? 

– Бригады оснащены изделиями медицинского назначения в соответствии с приложением 5 Приказа 225/2020, в том числе электронными градусниками, одноразовыми шпателями для осмотра ротоглотки, кожными антисептиками для обработки рук медицинского сотрудника. Бахилы, к слову, на скорой не предусмотрены, более того, запрещены правилами техники безопасности – есть риск поскользнуться, кроме того, их надевание занимает время. Однако их отсутствие никак не сказывается на качестве оказания экстренной медицинской помощи.
– Как готовят водителей неотложки, когда они могут включать сирену, проблесковый маяк? Все ли шлагбаумы могут открыть водители скорой?

– Водители скорой имеют водительские права категории В, С, Д или В, С, Д1, Е. Предпочтение отдается профессионалам, имеющим опыт работы на транспорте, связанном с перевозкой пассажиров, и людям не старше 50 лет. Водители должны хорошо знать город. Все они проходят подготовку по безопасному вождению и курсы по оказанию базовой сердечно-легочной реанимации. При приеме на работу все водители обязательно стажируются.

Для обеспечения беспрепятственного проезда санитарного автотранспорта в соответствии с постановлением правительства машина скорой помощи по дороге до места вызова и во время транспортировки пациента в стационар подает специальный звуковой сигнал – сирену на максимальном уровне и включает проблесковый маячок синего или красного цвета. 
Хочу сделать акцент на том, что по-прежнему культура вождения в городе оставляет желать лучшего – спешащую неотложку нужно пропускать. 

На сегодняшний день проблема шлагбаумов и других искусственно созданных ограждений стоит очень остро. Зачастую сотрудники вынуждены добираться до подъезда дома пешком, теряя драгоценное время.

– Что делать, если между врачом, пациентом или родственниками пациента возникло недопонимание, как разрешаются такие ситуации? 

– В первую очередь врач или фельдшер должен понятным и доступным языком дать пациенту ответы на все вопросы. Пациент не должен страдать и не обязан знать все нормативные правовые документы, по которым ведет деятельность служба скорой медицинской помощи. В конфликте два участника. Бывает, что сотруднику не хватает компетенции объяснить, а пациент не хочет понять, тогда подключаются старший врач смены или врачи – эксперты службы поддержки пациента. Как правило, конфликт разрешается, и пациент остается удовлетворенным разъяснениями.

– Можно ли, проанализировав прошлый год, сделать вывод о том, какие заболевания доминируют при вызове скорой, по каким происходит рост? 

– Структура обращаемости за услугами скорой медицинской помощи из года в год практически не меняется. Как правило, чаще всего обращаются пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, травмами и несчастными случаями. Учитывая эпидемиологическую ситуацию в конце 2022 года, отмечался рост по инфекции верхних дыхательных путей – ОРВИ.

– Какой новый опыт приобрела неотложка во время пандемии?

– Пандемия коронавирусной инфекции затронула медицинское сообщество всего мира, в том числе и службу скорой медицинской помощи. Это позволило нам выявить недостатки в организации, научило быстро реагировать на вызовы и вносить коррективы в свою работу. Пандемия сплотила коллектив, научила работать в команде по ликвидации последствий. Во время пандемии в связи с резким увеличением входящих звонков на 103 было увеличено количество входящих линий АТС с 30 до 80, увеличено количество столов для диспетчеров и старших врачей информационно-оперативного диспетчерского отдела. Все это требовалось для обеспечения оперативного реагирования на меняющуюся эпидемиологическую ситуацию.

– Сколько вызовов в среднем происходит в будние дни и выходные?

– Как правило, увеличение количества вызовов происходит в выходные и праздничные дни. В эти дни не работает поликлиническая служба и вся нагрузка ложится на скорую помощь. Если в будни бригады выполняют около 2000–2500 вызовов, то в выходные – около 3000.

– С какими неординарными случаями во время работы приходилось сталкиваться медику неотложки? Или каждый вызов можно назвать неординарным?

– Каждый вызов – это неизвестность. Бригада выезжает на вызов с минимальной информацией о пациенте: пол, возраст, адрес и основной симптом, который беспокоит больного на данный момент. Прибыв на место, можно столкнуться совсем с иной ситуацией, чем ожидалось увидеть, и принимать совсем другие решения. Нередко вызывающие недооценивают состояния больного, например, вызывают на «головную боль», а там инфаркт миокарда, вызывают на «порезался», а там криминальная травма с гиповолемическим шоком. Бывает и наоборот. Вызывают – «не дышит, потеряла сознание», а там девушка инсценировала потерю сознания, решила преподать урок парню за подарок, который ей не понравился...

– Что бы вы пожелали врачам неотложки и пациентам?

– Сотрудникам скорой медицинской помощи и пациентам хочется пожелать крепкого здоровья, взаимопонимания и уважения друг к другу. 

Статья опубликована в №17, от 02.02.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Неотложное дело".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 443.35  475.54  4.82
Алматы 6.9°