От идеи к воплощению: как создаются костюмы и реквизиты к спектаклю

Фото Кайрата КОНУСПАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

В легендарном театре имени Наталии Сац подходит к концу разработка новой постановки «Руслан и Людмила», которая заняла целый год. Предстоящая премьера, запланированная уже на сентябрь, состоится в рамках инициативы Президента Касым-Жомарта Токаева «2023 – год русского языка как языка межнационального общения», а также будет приурочена к празднованию 120-летилетия самой Наталии Сац.

Главный художник театра Владимир Пономарев стал нашим первым проводником в мир закулисного искусства.

– В театре я работаю почти 30 лет: в 95-м закончил академию Жургенова по специальности «художник по костюмам», и с тех пор я здесь. Выступаю периодически как в роли художника по костюмам, так и в роли художника-постановщика, – говорит Владимир Валерьевич.

Пожалуй, главное отличие художника-постановщика от своих коллег по изобразительному искусству – это обязательная разносторонность. Живопись, скульптура, графика, дизайн, ткани, инженерное дело, проектирование и так далее. Постановщик должен разбираться буквально во всем.
Основной же задачей художника по костюмам является раскрытие образа персонажа с помощью визуальных средств – материалы в ход могут идти абсолютно любые: от кожи и бархата до мешковины и целлофана. 

– С целью разработки образов мы очень тщательно разбираем произведение с режиссером, сценографом и балетмейстером. Балетмейстер на обсуждении оценивает то, насколько предполагаемые костюмы будут позволять актерам выполнять хореографические элементы. К примеру, для «Руслана и Людмилы» мы сейчас заканчиваем подготовку более 80 различных костюмов. И все они обязаны не только раскрывать персонажей, но быть надежными, удобными и практичными для постановки. Отдельно еще можно сказать об обуви на сцене: занимается ей специальный человек – обувной мастер, – рассказал Владимир Пономарев.

Актеров к разработке образов главный художник не подпускает категорически, но учитывает их мнение после примерок и репетиций – технические аспекты удобства бывает необходимо подкорректировать. Вообще главным ограничением для творческой свободы художника в театре являются не мнения коллег, и даже не режиссера, а ограниченный бюджет.

Владимир Валерьевич заявил, что после премьеры к своим спектаклям никогда не возвращается.

– Понимаете, постановка – это как дитя, которому я дал жизнь и отпустил. Дальше за ним будут присматривать актеры и помощник режиссера, а мне уже хочется приняться за новый проект. Работы всегда хватает: зима или лето за окном – моя голова всегда загружена мыслями о театре. 

Костюмы, по словам Пономарева, могут кочевать из одной постановки в другую при условии, что одна из них уже перестала ставиться на сцене. Но и в этом случае костюм чаще всего частично изменяется и дорабатывается. А вот жить театральные костюмы могут очень долго: в запасниках театра имени Наталии Сац есть наряды с дореволюционными штампами Императорского Малого театра – к нам в Алматы они попали во время Великой Отечественной войны вместе с эвакуированными киностудиями и театрами.
О своей профессии нам также рассказала сценограф Александра Рычкова. Опыта за ее плечами пока не так много, но начало своей творческой карьеры она уже отметила победой в первом республиканском конкурсе «Ашық сахна» и работой над постановкой в столичном театре Astana Ballet.

– Готовить «Руслана и Людмилу» было непросто: это масштабное произведение с большим количеством сцен и постоянной сменой событий. То у нас лес, то море, то терем князя, то замок Черномора – всего в спектакле 12 сцен, и каждую из них надо по-особенному показать. В итоге нашу основную идейную находку в плане сценографии можно описать как «сцена – это ларец»: все сказочные действа пушкинской поэмы будут разворачиваться в окружении резного деревянного оформления.
Начинается работа сценографа над спектаклем с эскизов и набросков. Эскизы Александра создает на компьютере – так удобнее и быстрее. Далее идет создание макета декораций в масштабе 1 к 5.

– Макетирование – этап не всегда обязательный: сейчас могут либо обходиться без него, либо использовать 3D-моделирование. Макеты обычно не нужны, когда речь идет о коммуникации между художниками. Зато демонстрировать идею оформления постановки руководству лучше всего в виде макетов.

Следом идут расчеты для декораций в настоящую величину с помощью компьютерных программ и, непосредственно, уже работа с самыми разными материалами. Материалы и бюджет иногда диктуют сценографу и бутафорам дополнительные условия, поэтому от этапа эскиза до этапа оформленной сцены декорации временами могут менять свой внешний вид. Создавая эскизы декораций к нынешней премьере, Александра вдохновлялась массой источников, так что на сцене могут соседствовать модерновые витражи и скандинавские щиты, тюркские балбалы и византийские наряды.

После беседы со сценографом нас провели в швейный цех, где коллектив театральных швей и раскройщиц продемонстрировал несколько готовых для пушкинской поэмы нарядов. Авторский замысел гармонично сочетал в костюмах впечатляющую детализацию и художественный вкус, а умелые руки швей помогли этому замыслу ожить для сцены. Стоить заметить, что даже платье и головной убор Людмилы весят неожиданно много: сказывается изобилие мелких деталей, отсылающее к нарядам византийского двора. Доспехи же воинов, собранные из металлических пластин на кожаной основе, и вовсе могут сойти за реквизит исторических реконструкторов. Для готовящейся постановки все облачения создавались с нуля и в единственном экземпляре. 

– Актеров в «Руслане и Людмиле» задействовано около 20, а костюмов у нас 85. Большинство актеров будут исполнять в постановке несколько ролей и, соответственно, несколько раз за спектакль менять образ, – пояснил Владимир Валерьевич, – Повезло в этом отношении князю Владимиру: у него на всю постановку только один наряд.
После швейного цеха мы с художниками спустились в живописно-бутафорский цех. Первыми в глаза бросились готовящиеся для сцены княжеского терема люстры: конструкции из дерева и разного рода пластика будут имитировать свечные средневековые светильники. Несмотря на то что даже первый ряд зрителей находится на расстоянии от сцены, и «люстры» будут висеть под потолком, команда бутафоров все равно создает декорации во всех деталях, вплоть до подтеков свечного воска на светильниках. С этим же старанием художники подошли и к созданию Головы, второстепенного, но очень яркого пушкинского персонажа. Собираться трехметровая голова витязя будет из нескольких частей и иметь пару подвижных элементов. Выполняли голову, облепив пенопластом деревянный каркас, так что при своих внушительных габаритах весить она будет немного. В комплект к голове авторы создали соответствующую руку: черная пятерня размером с солидный диван может плавно перемещаться по сцене на колесиках. Одним глазком удалось увидеть и квартет вертящихся дверей из сцены с замком Черномора, и клинки со щитами. За пределами театра само слово «бутафория» может намекать на некую дешевизну, однако в живописно-бутафорском цеху театра имени Сац создают настоящие произведения искусства.

Теми, кто вносит в образ театральных актеров заключительные штрихи, являются гримеры.

– Гримеры постоянно дежурят за кулисами во время спектакля: бывает, кому-то из актеров надо грим подправить, кому-то – вернуть в правильное положение парик. Над париками и бородами, кстати, работают тоже гримеры. В ход идет и синтетика, и верблюжья шерсть, и человеческие волосы, – рассказала гример Марина Самбетбаева. 
Художественный коллектив Государственного академического русского театра для детей и юношества Казахстана творит чудеса: слаженная работа профессионалов помогает рождаться на свет ярким и самобытным премьерам. Усилиями сотрудников театра сохраняется и развивается прекрасное искусство спектакля, ведь «театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра», как верно подметил классик.

Статья опубликована в №70 от 8.06.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Как закаляется стиль»

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 443.85  474.3  4.8
Алматы 17.3°