По страницам истории

О чем писала 85 лет назад первая городская вечерняя газета «Социалистическая Алма-Ата».

В 1930-х годах наступил переломный период в истории Алма-Аты – город обрел столичный статус. Начал меняться его облик. Вчерашняя одноэтажная Алма-Ата разрасталась вширь и ввысь, появились жилкомбинаты – трехэтажные многоквартирные дома с удобствами. Параллельно с возведением промышленных и гражданских объектов создавалась среда для отдыха – разбивались парки и скверы, развивался общественный транспорт. Словом, в Алма-Ате делалось все необходимое для соответствия города столичному статусу. Не хватало лишь городской газеты, которая сообщала бы алмаатинцам обо всех переменах, стала бы для них маяком в потоке городских новостей. И в 1936 году такое издание появилось – 28 апреля вышел в свет первый номер первой в истории города вечерней газеты. Она носила название «Социалистическая Алма-Ата».

Кино и футбол

Если сравнить «Социалистическую Алма-Ату» с городским изданием сегодняшнего дня – «Вечерним Алматы», то при всех временных различиях между ними можно найти много общего. Сменилось не одно поколение горожан, Алматы стал мегаполисом, но основные темы остались прежними: коммунальное хозяйство, социальное развитие, культура и досуг.
К слову, культуре и досугу на страницах газеты уделялось много внимания: общество становилось на ноги после изнурительных последствий Гражданской войны и у горожан стало появляться время, свободное от работы.

В числе самых популярных мест для проведения досуга было кино. Тем более что советский кинопрокат в 1936 году порадовал зрителей новыми премьерами, в их числе музыкальная комедия «Вратарь» – о сельском парне, который стал знаменитым голкипером.



К этой кинокартине горожане проявляли живой интерес: год выхода фильма на экраны совпал с нарастающим футбольным бумом, стали проводиться чемпионат СССР по футболу и футбольное первенство Казахстана. На республиканском уровне наш город представляла сборная команда Алма-Аты. Репортажи с матчей транслировались в городском парке из громкоговорителей. Прослушав их, болельщики получали возможность продлить удовольствие, посмотрев фильм «Вратарь». Алмаатинцы устремлялись в кинотеатры, но там их частенько ждали «сюрпризы» – рвалась пленка. Публика возмущенно свистела, а на следующий день особо активные граждане жаловались, благо было куда – в городскую вечернюю газету. В критической заметке «Хулиганство перед экраном» выражал возмущение один из зрителей: «21 мая «Казкино» был превращен в издевательство над публикой. Половину экрана затемняло нечто, похожее на бревно, периодически тускнел свет… Через некоторое время механик поставил перед объективом палец и весело покручивал им, вылавливая какую-то нитку…» Негодующие зрители потребовали объяснений происходящего у директора кинотеатра. «Мы выяснили, что директор кинотеатра товарищ Турчак не знает о безобразиях, которые творят его киномеханики. Впрочем, Турчак припомнил, что однажды он зашел в кинобудку и застал там вместо квалифицированных киномехаников мальчишку, читавшего книгу и изредка посматривающего на аппарат. Таких мальчиков киномеханики оставляют вместо себя при каждом удобном случае. Но нас, честных граждан, не устроили эти отговорки. Мы пришли в будку, но сонный механик нам ответил: «Товарищи, не видно, потому что действия засняты ночью…» – разоблачал читатель «Социалистической Алма-Аты» нерадивых работников культурного цеха.



Однако, несмотря ни на что, залы были полны, так как кино было одним из самых доступных и любимых способов провести свободное время, так же, как и футбол. К слову, в тот год сборная команда Алма-Аты выиграла первенство и стала чемпионом республики.

Театр начинается…

Листая страницы «Социалистической Алма-Аты», можно убедиться, что во второй половине 1930-х годов город действительно становился культурным центром – алмаатинцев то и дело приглашали в книжные магазины, на выставки, в театры. К слову, к тому времени в тогдашней столице Казахской ССР работали четыре театра – казахская драма, русская драма, кукольный  и музыкальный театры.

Казахский театр ставил пьесы своего первого драматурга Мухтара Ауэзова и других авторов, писавших на народную тематику. Кукольный театр показывал сказки для маленьких зрителей. Музыкальный театр ставил эпические драмы. Основу русского театра составлял русский и мировой классический репертуар. Однако, как видно из газетных страниц, это не всегда устраивало зрителей. 

Так, в 1938 году в «Социалистической Алма-Ате» вышла статья «Творческое лицо русской драмы». Автор считал, что труппа не уделяет должного внимания современной драматургии. Отмечалось, что в то время, как постановочные портфели других советских театров СССР были полны пьесами Погодина и Корнейчука, в русской драме города Алма-Аты ставят зарубежных авторов, в частности Гюго «Король забавляется». 

«Так в этом сезоне мы и не увидели на сцене пьес, которые открыли новую страницу в истории советской драматургии», – говорилось в статье. Руководство театра обвинялось в нежелании брать в репертуар пьесы советских авторов. «Налицо полное отсутствие творческой смелости», – резюмировал автор.

Поскольку в то время печатное слово имело авторитет и силу, основателя и творческого руководителя театра русской драмы Юрия Людвиговича Рутковского вызвали на ковер. После чего коллективом были сделаны соответствующие выводы и театр принял к постановке пьесу Давурина «Семья Волковых» о судьбе старого летчика, заслуженного командира Красной армии, мудрого человека с открытым сердцем. Драматургический материал был свежим – автор написал пьесу в 1935 году. Как информировала «Социалистическая Алма-Ата», спектакль шел в театральном сезоне 1936–1937 годов.

«Театр рассказал, как живут и трудятся в мирных условиях наши бойцы, защитники родины, пьеса раскрыла их замечательные человеческие свойства. И зрители сидят до конца, бурно аплодируют», – писала после премьеры газета. Там же говорилось, что под впечатлением от спектакля молодежь записывается в Осовиахим, чтобы учиться на парашютистов и летчиков… 

«Дежурный по городу»

В современном «Вечернем Алматы» есть рубрика «Дежурный по городу», в городской газете 1930-х годов был раздел со схожим названием – «Что волнует жителей города». А волновало их, так же, как и в настоящее время, множество тем. Так, одна из читательниц 80 лет назад задавалась вопросом – где можно постирать белье?

«Холостые люди, занятые весь день работой, будут тщетно искать место, где бы дешево и хорошо выстирали их белье, – сетовала она на страницах газеты. – Отчаявшись, они неминуемо обращаются к частным прачкам, переплачивая большие деньги». Читательница просила «открыть в Алма-Ате несколько больших мыльников» (прачечных. – Прим. ред.).

На это письмо из горсовета пришел ответ, что желающие постирать белье должны обратиться в городскую баню. Там планировалось организовать прачечное отделение. Нужно отметить, что так называемые мыльники действительно были организованы при банях, но радость горожан была недолгой, так как в связи с дефицитом угля прачечные частенько бывали закрытыми. Что, впрочем, радовало частных прачек, получающих таким образом дополнительные заказы.

А вот другому горожанину, обратившемуся с письмом в газету, было не до стирки – его обидели в городском парке, не дав сфотографировать гипсовую статую.



«Меня удивляет нелепое распоряжение, которое можно видеть вывешенным на воротах любого из наших парков: «Запрещается фотографировать статуи и делать с них зарисовки», – возмущался горожанин. Алмаатинец писал, что его поход в парк стал для него испытанием – пришлось убегать от сторожей со свистками и милиционера. «Сторожа все время заняты тем, что усиленно караулят и ловят за руку фотографов и художников», – жаловался он.

Мужчина писал, что, спасаясь от преследования, сильно пострадал – был укушен неизвестной собакой и теперь вынужден ходить на перевязки и принимать уколы от бешенства.

В ответ на эту жалобу чиновники писали, что сами не понимают, почему они приняли такое решение. «Этот пункт постановления действительно нелепый и не выдерживает никакой критики. Если такой пункт существует в постановлении о режиме парков, принятом городским советом, он будет немедленно отменен», – пообещали в горсовете, но с оговоркой: пока запрет существует, ему надо подчиняться.

Что же касалось жалобы на укус собаки, то в письме гражданину советовали вместе с милиционером парка найти это животное и вызвать службу по вылову бродячих беспризорных собак, кошек и бродячих ослов.

Между тем другой читатель сетовал, что на улице в летний зной он не мог утолить жажду – нигде не продавали прохладительных напитков. Тогда как по радио и в газетах регулярно рапортовали об открытии в городе точек продажи газированной воды. 



«Несколько раз торговые организации очковтирательски анонсировали открытие уличных заводов газированных вод, которые в большом количестве имеются в других городах. Но на наших улицах и в парках их нет», – возмущался читатель.

В ответе на жалобу говорилось, что заводы по производству газированной воды давно бы уже установили, но запрещается разливать газированную воду в летнее время без наличия льда – нечем холодить. «В течение длительного времени Наркомпищепром обещал решить этот вопрос, но он до сих пор не решен в кабинетах Народного комиссариата, льда нет, поэтому заводы по производству газированной воды не открываются», – информировали чиновники и советовали горожанам утолять жажду в отделах продмагов «соки-воды». Это было выходом из положения, но, увы, и там зачастую напитки были теплыми – холодильников не хватало. Поэтому в летнюю жару алмаатинцы пили воду из городских колонок – спускающаяся с гор вода была прозрачной, холодной и сладковатой на вкус. 

Работа над ошибками

В 1930-х Алма-Ата стала утверждаться как центр высшего образования республики. Стали активно открываться высшие учебные заведения – госуниверситет, медицинский и сельскохозяйственный институты. Первый вуз был открыт в 1928 году. Первоначально он назывался Казахский государственный университет, а потом был переименован в Казахский государственный педагогический институт. К нему было повышенное внимание, так как он готовил педагогические кадры для всей республики. Как правило, этот вуз хвалили, им гордилась вся республика. Но неожиданно газета «Социалистическая Алма-Ата» опубликовала критический материал о пединституте. 

Назывался он «Диктант в вузе». В статье рассказывалось о том, как профессор Семен Жуйков, возглавивший кафедру русского языка, в качестве знакомства со студентами устроил им диктант. «Знакомство это очень огорчило старого профессора. Ни один студент не написал отличной работы. На втором курсе из 25 студентов пятеро получили неудовлетворительные отметки», – писала газета и упрекала вуз в том, что он беспечно относится к неграмотности студентов. «У студентов четвертого курса были проблемы с наречиями, со спряжением глаголов, а ведь им оставалось обучаться всего лишь год с небольшим. Чему же они, придя работать в школы, научат детей?» – вопрошал профессор со страниц газеты.

Впрочем, слабые знания можно было легко объяснить. В учебное заведение принимались воспитанники детских домов, которые еще несколько лет назад были беспризорниками. Профессор это прекрасно знал, но его удивило не это, а то, что студенты не хотят тянуться к знаниям, повышать свой образовательный уровень. Профессор требовал не только грамотного письма, но и правильного произношения, он следил за устной речью студентов. К этой работе подключились и другие преподаватели педагогического института. 

«Сейчас в институте как будто занялись всерьез ликвидацией безграмотности. В коридоре систематически вывешиваются таблицы с типовыми ошибками», – сообщала газета. 

И когда в зачетках вместо двоек и троек появились четверки и пятерки, уже студенты написали письмо в газету «Социалистическая Алма-Ата», в котором благодарили своего профессора и призывали молодежь осваивать грамоту и читать книги. 

Газетный период

В 1930-х годах главным источником информации было печатное слово. Поэтому городская газета «Социалистическая Алма-Ата» появилась в нужное время и в нужном месте – город разрастался, каждый день приносил много важной для алмаатинцев информации.

Когда завозили свежие газеты, перед киосками выстраивались очереди, люди уже заранее готовили мелкие монеты и с нетерпением ждали, когда у них в руках окажутся листки, пахнущие типографской краской. Продавец газет был фигурой важной. Мог отложить свежий номер «Социалистической Алма-Аты» или другого издания для постоянных читателей, а потому пользовался большим уважением у местных читателей, его знали в лицо, и он многих знал.



«Социалистическая Алма-Ата» опубликовала материал «Будни киоскера», в котором продавец газет товарищ Добромыслова поведала читателям о своей работе. «Через окно моего газетно-книжного киоска можно наблюдать много интересного и поучительного. Покупатель газеты – это не просто покупатель. Он разворачивает тут же у прилавка газетный лист и жадно пробегает его глазами», – делилась впечатлениями киоскер. 

Бывало, что газет на всех не хватало, и тогда киоскер, которая сама была активной читательницей, пересказывала людям содержание газеты.

«Вот так, читаешь, рассказываешь и думаешь, как хорошо, что в городе теперь есть своя газета, в ней так много всего нужного», – заключала продавец газет. 

Материал подготовлен при содействии Национальной библиотеки РК

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 449.58  486.94  4.86
Алматы 16.2°