Премьера новой постановки оперы Джузеппе Верди состоялась в Алматы

Премьера новой постановки оперы Джузеппе Верди состоялась в Алматы
Фото: Кайрат КОНУСПАЕВ

Спустя пять лет на сцену Казахского нацио­нального академического театра оперы и балета имени Абая возвращается «Аида».

Сохранив классическую партитуру, авторы премьерной постановки пригласили зрителя порассуждать на тему происхождения Древнего Египта – цивилизации, поразив­шей потомков своей технологичностью и изощренностью инженерной мысли. 

Встречаясь с журналистами перед премьерой, режиссер спектакля, заслуженный деятель РК Ляйлим Имангазина, назвала «Аиду» праздничным спектаклем. Одна из последних опер Джузеппе Верди насыщена музыкальными красками, в ней присутствуют все вокальные амплуа – бас, баритон, тенор, сопрано и меццо-сопрано. По этой причине работа над спектаклем становится своего рода экзаменом для оперной труппы. Постановка «Аиды» – это, по словам режиссера, показатель академизма, зрелости и профессионализма творческих и технических подразделений театра.

Ляйлим Имангазина напомнила, что впервые «Аиду» на сцене Театра имени Абая поставили около 50 лет назад. Тогда над спектаклем работал известный советский постановщик заслуженный деятель искусств РСФСР и Казахской ССР Борис Рябикин, а сценографией занималась народный художник Казахской ССР Гульфайрус Исмаилова. Однако с годами постановка претерпевала изменения.

– Когда спектакль уже занял свое место в репертуаре, случился пожар, в котором сильно пострадали декорации. Впоследствии они были восстановлены, но от оригинала осталось совсем немного. Кроме того, менялось время, сменялись солисты, что также вносило свои коррективы, – рассказала режиссер. При этом она добавила, что сегодня театр располагает необходимым творческим и техническим ресурсом для создания на сцене такого крупномасштабного полотна.

Над декорациями к новому спектаклю работал петербургский сценограф – народный художник РФ Вячеслав Окунев. «Аида» стала его 21-м спектаклем в КазНАТОБ имени Абая. По словам художника-постановщика, в своей творческой концепции он предложил зрителю задаться вопросом о внеземном происхождении цивилизации Древнего Египта. 

– Египетская мифология в последнее время дополнилась огромным количеством конспирологических теорий. Высочайшие достижения древней цивилизации объяснялись ее внеземным, инопланетным происхождением. Нам показалось интересным внести это в спектакль. Таким образом, художественной концепцией постановки стало сочетание двух миров: Древнего Египта и загадочной цивилизации, которая могла его основать, – поделился художник.

Усиливают фантастическую атмосферу спектакля спецэффекты, созданные с помощью компьютерных технологий. По словам приглашенного российского видео­режиссера Виктории Злотниковой, она стремилась объединить проецируемыми изображениями сценическое пространство и зрительный зал. 

К слову, Виктория Злотникова, так же, как и ее коллега Вячеслав Окунев, хорошо знакома с КазНАТОБ.

– «Аида» – моя четвертая работа в этом театре. Помимо этого я приняла участие в постановке трех опер и одного балета. Хочу сказать, что в Театре имени Абая создана атмосфера настоящего творчества, где каждый профессионал прислушивается к мнению коллег, что позволяет воплощать на сцене интересные идеи, – отметила видеорежиссер.

Фантастический подтекст сценографии не повлиял на музыкальную партитуру Верди и либретто Антонио Гисланцони – они были полностью сохранены. По словам дирижера-постановщика спектакля, главного дирижера КазНАТОБ имени Абая Ерболата Ахмедьярова, было решено остановиться на классической версии спектакля, что, по его мнению, подчеркивает академизм старейшей оперной сцены страны.

– В мире существует очень много версий «Аиды», в том числе и экспериментальных. Но мы не пошли по этой дороге, а полностью оставили все так, как написал Верди, – уточнил дирижер.

Главную мужскую партию, молодого начальника дворцовой стражи Радамеса, исполнил приглашенный солист – заслуженный артист РФ, народный артист Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан Ахмед Агади.

Тенор отметил, что исполняет партию Радамеса уже 30 лет. По его признанию, это очень сложная партия, которая требует от певца полной вокальной отдачи. По этой причине молодые исполнители с опаской берутся за эту партию: стоит ошибиться, и сорвешь голос. Однако с годами и множеством репетиций партия позволяет исполнителю профессионально возмужать.

Солист полностью разделяет мнение, что «Аида» – это проверка на профессионализм.

– Верди так написал партитуру, что солисту нужно не жалеть себя. Все, что ты имеешь, – голос, темперамент и артистизм – надо показать через пение и внутреннее состояние, тем самым передав богатство образа. 

Ахмед Агади признался, что в очередной раз принял приглашение об участии в спектакле КазНАТОБ с большой радостью. Кстати, детство и юность певца прошли в Южном Казахстане, поэтому он считает республику свой родиной.

Так же, как и его приглашенные коллеги, тенор высоко оценил слаженность коллектива и работу симфонического оркестра театра. На его взгляд, в спектакле удалось добиться гармоничного сочетания музыки, исполнения, сценографии и видеоэффектов. 

Наряду с Ахмедом Агади партии в спектакле исполнили заслуженные деятели РК Джамиля Баспакова, Гульзат Даурбаева, Дина Хамзина, Талгат Кузембаев.

Подытоживая рассказ о постановке, Ляйлим Имангазина отметила, что весь творческий коллектив стремился передать атмосферу оперы Верди – ее торжественность, лиризм, оригинальность сюжета.

– «Аида» отличается от многих музыкальных классических спектаклей своей драматургией. Если в большинстве опер двое мужчин-героев борются за сердце девушки, то здесь две героини – Аида и Амнерис – пытаются завоевать сердце Радамеса. Драматический сюжет разворачивается на фоне величественных декораций, впечатляющего сценического действия – это подлинный шедевр, подаренный нам великим Джузеппе Верди. 

Статья опубликована в  №154, от 21.12.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Загадки «Аиды»".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!