Справедливый Казахстан: трансформация режима

Рустем КАДЫРЖАНОВ, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК.

– Характеризуя получившие название «Новый Казахстан» системные изменения в стране, произошедшие после событий января этого года, Касым-Жомарт Токаев указывает на справедливость как важнейшую их черту. Достижение социальной справедливости является главной целью трансформации политической системы казахстанского общества, нашедшей свое выражение в конституционной реформе. Всенародный референдум по внесению изменений в Конституцию РК, призванных сформировать правовой фундамент перехода от суперпрезидентского режима к президентской республике с сильным парламентом и судебной системой, назначен на 5 июня нынешнего года. 

В социологической теории понятие социальной справедливости тесно связано с понятиями равенства и неравенства. В самом общем виде неравенство означает условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж. Исторический опыт свидетельствует о том, что неравенство неизбежно, оно существует во всех человеческих обществах, даже самых примитивных. По мере роста производительных сил общества возрастают экономические и социальные предпосылки для увеличения неравенства между различными группами. В человеческой истории наибольшие условия для неравенства на массовом уровне складываются в индустриальном обществе с рыночной экономикой. 
По мере роста социального неравенства в обществе нарастают протестный потенциал и общая нестабильность. Протест накапливается в первую очередь среди бедных слоев населения, но также среди тех, кто воспринимает существующую в обществе ситуацию с доступом к социальным благам и ресурсам как угрозу своему положению. Мировой опыт показывает, что нарастание протестного потенциала грозит обществу различными потрясениями и даже революцией. Поэтому государства стремятся в своей политике не допускать высокого уровня социального неравенства в обществе, видя в этом угрозу социальной стабильности. 

Однако далеко не всем государствам удается решить проблему неравенства и связанную с ней проблему социальной справедливости. В различных регионах и странах мира мы видим различный уровень социального неравенства и различную политику государств, направленных на решение проблемы неравенства и ее последствий. В развитых западных странах мы видим достаточно высокий уровень социального равенства, тогда как в странах Африки и Латинской Америки наблюдается высокий уровень социального неравенства, сопровождающийся высоким уровнем нестабильности, проявляющейся в частых в этих странах государственных переворотах. Даже среди западных стран наблюдается различный уровень социального неравенства, например, в США он гораздо выше, чем в государствах Европейского союза. Но даже среди государств ЕС мы видим заметные различия в уровне социального неравенства. Его наивысший уровень не только в Европе, но и во всем мире наблюдается в странах северной Европы, тогда как в других частях ЕС уровень социального неравенства выше. 

Постсоветские страны составляют регион с высоким уровнем социального неравенства. В определенном смысле это удивительно, ведь они вышли из системы, одним из главных смыслов которой утверждалось достижение полного социального равенства. Советская идеология преподносила политику государства по поддержанию социального равенства как свидетельство стремления советской власти к утверждению высшей ценности – социальной справедливости. Неэффективность плановой экономики стала одной из главных причин невозможности достичь этой цели, в итоге приведя к развалу самого СССР. 

Отказ от плановой экономики и переход к рыночной в условиях распада единой социально-экономической системы и интеграционных связей между советскими республиками привел к появлению в них «дикого» олигархического капитализма с высоким уровнем неравенства. К их числу относится Казахстан, где, по словам Президента Касым-Жомарта Токаева, 162 семьи владели половиной всего национального богатства страны. Этот факт говорит об исключительно высоком уровне социального неравенства при том, что страна достигла более высокого по сравнению с другими постсоветскими государствами, кроме России, уровня экономического развития. 

Одна из главных причин высокого уровня социального неравенства в постсоветских государствах носит политический характер, она связана с режимом суперпрезидентского правления в большинстве этих государств. Суперпрезидентский режим и олигархическая социально-экономическая система тесно между собой связаны, создавая фундамент «власть-собственность» для такого слияния. Олигархи создают богатство благодаря связи с президентской властью, образуя так называемую «семью». В Казахстане олигархическая «семья» включала в себя вышеупомянутые 162 семьи, владевшие половиной национального богатства страны. Главная функция политического режима в олигархическо-суперпрезидентской системе состоит в охране монополии на власть и богатство президента и «семьи». 

Совершенно закономерно, что растущая социальная поляризация в Казахстане вела к росту напряжения и общей нестабильности. Своего пика протестный потенциал достиг в январе, когда по всему Казахстану вышли массы людей, призывая к социальной справедливости. Наибольшего размаха протестные выступления достигли в Алматы, где в ряды протестующих влились радикальные и уголовные элементы, что привело к захвату административных зданий, грабежам и мародерству, в результате чего власти вынуждены были ввести режим чрезвычайного положения. 

Пытаясь преодолеть причины глубокого социального неравенства в казахстанском обществе, Касым-Жомарт Токаев направил усилия против суперпрезидентского режима и олигархического капитализма. В марте он озвучил пакет предложений, направленных на реформу политической системы Казахстана в направлении преодоления суперпрезидентского режима. Эти предложения приобрели форму поправок в Конституцию РК, которые должны быть приняты на референдуме 5 июня. 

Демократизация политической системы Казахстана создаст условия для преодоления глубокого социального неравенства, утвердившегося в условиях суперпрезидентского режима и олигархической системы. Поправки в Конституцию РК направлены на формирование нового политического режима, главной целью которого будет не поддержание олигархической системы с ее неравенством, а укрепление социального равенства и справедливости. Политическая система, ставящая своей главной целью утверждение социальной справедливости, является более устойчивой и стабильной, чем политический режим, который не может справиться с социальным неравенством и, тем более, охраняет его. 

Необходимо отметить, что социальная справедливость не может быть равенством в бедности. Социально-политическая система должна стремиться к тому, чтобы представить своим гражданам достойный уровень жизни. Только в этом случае политическая система будет стабильной и устойчивой. Об этом говорит мировой опыт. Социальная справедливость не означает также действие по принципу «взять и поровну поделить». Во многом этот принцип действовал в советской социально-экономической системе. Сегодня многие с ностальгией вспоминают о советской плановой экономике и ее социальных гарантиях. Не следует при этом забывать, что с ее государственным регулированием и стремлением к равенству в оплате труда нарушала индивидуальные стимулы к стремлению больше зарабатывать за счет отсутствия восприимчивости к экономическим новациям. Это вело к неэффективности экономики, что и послужило одной из главных причин ее развала. 

Социальная справедливость означает не равенство в оплате труда, а равенство в доступе к социальным благам и ресурсам. Одним из таких благ является образование, которое создает человеку фундамент для самореализации и достижения социальных высот. Здесь важную роль играет качество образования, поскольку человек, получивший лучшее образование, имеет преимущество перед тем, у кого образование хуже. Однако сегодня в Казахстане мы наблюдаем, что образование в городе лучше, чем на селе. В городе также наблюдается различие в качестве образования, так как в центре города в школах дают лучшее образование, чем на окраине. Социальная справедливость в вопросах образования заключается в том, чтобы поднять его общий уровень, чтобы, например, выпускники сельских школ имели достаточное знание в математике или иностранных языках, чтобы иметь возможность включаться в социальные лифты. 

Вопрос качества образования требует взаимодействия государства и гражданского общества, а это означает демократизацию политической системы. Гражданское общество в этом взаимодействии должно проявлять требовательность и изобретательность, а государство – проявлять социальную чуткость к запросам общества. Это означает, что государство должно быть «слышащим», к чему призывает Касым-Жомарт Токаев с первых дней своего пребывания в должности Президента.

#NEWKAZAKHSTAN

Президент последовательно идет к демократизации общества, и январские события, можно сказать, ускорили этот процесс. В своем Послании он предложил масштабное изменение Основного закона страны, где изменения в первую очередь направлены на децентрализацию власти, демонополизацию и расширение свобод человека.
На такие кардинальные изменения в жизни страны должен решиться сам народ, а это проводится через референдум.

Референдум также – это способ самообразования граждан в политике. Ведь когда голосуешь, ты четко знаешь, какой выбор сделал. Здесь это старт Нового Казахстана, новый этап политического взросления как населения, так и страны.

Статья опубликована в  №53, от 17.05.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Преодолевая неравенство".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 444.22  476.38  4.82
Алматы 10°