Природный дар

Природный дар

Выставка «География души» знакомит с творческим наследием Олега Белялова.

Действующая в Центральном выставочном зале ГМИ имени Кастеева экспозиция состоит из 98 работ мастера и раскрывает три профессиональные ипостаси Олега Белялова – фотографию, кино, орнитологию. В каждой из этих областей Олег Белялов сказал свое весомое слово. Не имея профессионального образования, он стал признанным авторитетом в творческом и научном мире.

Сын известного казахстанского документалиста и оператора Вячеслава Белялова, Олег пошел по его стопам, но путь этот был самостоятельным, уникальным.

Орнитология увлекала Олега Белялова всегда. Как вспоминают коллеги мастера, у Белялова был очень цепкий и внимательный взгляд, он мог смотреть на птиц и замечать то, чего не видят другие. Способность видеть и понимать живую природу начала проявляться у будущего мастера с детства. Будучи 14-летним подростком, он упросил отца отправить его в орнитологический отряд. Вячеслав Белялов внял его просьбе, считая, что ребенок должен «переболеть этой болезнью».

В Заилийском орнитологическом отряде пришлось не просто: вставали рано, напряженно работали, спать ложились затемно. Но, как вспоминает орнитолог, доктор биологических наук Анатолий Ковшарь, подросток не роптал. Вместе с учеными, студентами и аспирантами юный доброволец увлеченно искал птичьи гнезда, наблюдал за их жизнью, свои наблюдения он подробно вносил в профессиональные дневники орнитологов.

Полевые условия жизни не охладили его увлечения, скорее, наоборот, развили страсть к орнитологии. И когда на будущий год парень опять приехал в орнитологический отряд, никто не удивился, более того, его уже воспринимали как коллегу. 

Наряду с орнитологией Белялова увлекала и археология, природу того или иного края он изучал сквозь призму истории.

В юношеском возрасте Олег начал фотографировать, и уже ранние его снимки свидетельствуют о большом творческом даровании будущего мастера. Вместе с отрядом, а то и самостоятельно он забирался с фотокамерой в отдаленные природные уголки, куда не ступала нога исследователя. Результатом таких экспедиций становились серии фоторабот. Эти снимки раскрывали жизнь микромира, повадки насекомых, птиц, диких зверей. По определению Анатолия Ковшаря, Олег Белялов проникал в природный мир с глубочайшим уважением ко всему живому. 



Чтобы расширить свои профессиональные возможности, к своему совершеннолетию он решил приобщиться к альпинизму. По воспоминаниям Анатолия Ковшаря, эта наука давалась Олегу отнюдь не легко, но, как у Высоцкого, в одной связке с товарищами он показал, что на него можно положиться.

Отслужив два года в армии и еще более возмужав, Олег Белялов вернулся к творчеству и научным исследованиям, стал подходить к работе еще более профессионально: прежде чем отправиться на съемки, детально изучал местность, беседовал с профессио­налами – зоологами, орнитологами, историками края, археологами. 

Личным достижением Белялова, по словам альпиниста Олега Малюкова, стал подъем на Хан-Тенгри. В 1994 году альпинисты организовывали поход на Хан-Тенгри для японской покорительницы горных вершин Дзюнко Табэи. Белялов уговорил друзей-альпинистов взять его в экспедицию и вместе с ними взошел на вершину.

Девяностые годы открыли для фотохудожника и орнитолога Олега Белялова новые возможности – в Казахстан стали приезжать международные специалисты в области орнитологии. Они советовались с Беляловым, так как лучшего проводника и консультанта, чем Олег Вячеславович, было трудно найти. В свою очередь сам Белялов много ездил, покоряя новые горные и профессиональные вершины. Анатолий Ковшарь рассказал, как он, вместе с Олегом и еще несколькими друзьями и коллегами на стареньком ЛуАЗе ездили на юг Туркменистана – там Белялов задался целью сфотографировать леопарда. Встреча с хищником состоялась, но была драматичной: леопард атаковал фотографа, повредил ему плечо. Дальше была долгая дорога обратно в Алматы. В пути друзья оказывали Белялову медицинскую помощь, кололи антибиотики, Олег все мужественно сносил. Эта история получила большой резонанс и еще больше увеличила научный и творческий авторитет фотохудожника и орнитолога.

Документальное природоведческое кино стало третьей ипостасью мастера. В 2000-х Олег Белялов снимал собственные фильмы. С киноэкспедициями он объездил регионы Казахстана, сделал фильм о коллегах-альпинистах, серию работ о птицах Казахстана. 



В его творческом багаже такие киноработы, как «Тигр снегов» (1987 г., «Казахфильм», оператор), «Стрепет» (1991 г., «Казахфильм», оператор), «Земля чудес. Семиречье» (1998 г., ARD-1, Германия, оператор), «Земля чудес. Устюрт» (1998 г., ARD-1, Германия, оператор), «Жетысу» (2008 г., «Казахфильм», сценарист, режиссер-оператор), «На родине тюльпанов» (2018 г., «Казахфильм», сценарист, режиссер-оператор), «Алатау» (2018 г., «Казахфильм», сценарист, режиссер-оператор).

На минувший год у мастера было много творческих планов, готовились дальнейшие съемки для серии киноработ о флоре и фауне Казахстана. Но планы прервала пандемия. Друзья и коллеги мастера рассказывают, как деятельному Олегу Белялову трудно было находиться в четырех стенах, тем не менее он дисциплинированно соблюдал карантин, не покидал свой дом.

Однако заболевание не обошло его стороной. Фотохудожник, кинорежиссер, орнитолог ушел из жизни за месяц до своего 60-летия.

Несмотря на скоротечный жизненный и творческий путь, он оставил богатое профессиональное наследие – 100 полиграфических изданий и более 20 фильмов. Работы мастера обошли весь мир и опубликованы в авторитетных международных научных изданиях. Наряду с работами Олега Белялова на выставке экспонируется шесть работ его отца, учителя и друга – Вячеслава Белялова. Оба мастера стали символом высокого профессионализма и преданности своему призванию. Их работы являются бесценным багажом для профессионалов и всех, кто интересуется живой природой.