Реставраторы произведений искусства вступают в противостояние со временем

Реставраторы произведений искусства вступают в противостояние со временем
Фото предоставлены Гульжан КАЛДЫБАЕВОЙ

Работа реставраторов незаметна посетителям выставочных залов. Между тем мастерская по восстановлению произведений искусства – одно из ключевых музейных подразделений. Там работают специалисты, продляющие жизнь картин и скульптур на многие поколения вперед.

Как и врачи, реставраторы работают в белых халатах, их первоначальная задача – поставить диагноз, чтобы назначить и провести курс лечения. Каждое произведение искусства в музее имеет свой многостраничный документ, где, как в медицинской карте, подробно описываются все повреждения, с которыми реставраторам приходилось справляться на протяжении всей жизни произведения. Записями сопровождается каждый реставрационный процесс. К ним обязательно прикладываются фотографии – до и после восстановления.

Располагают рестораторы и своим инструментарием. Наряду со специальным сложным оборудованием это тоники, чистящие кисти и утюжки для приглаживания полотна в местах трещин, сборок, устранения вмятин и других операций.

Вместе с хранителями музейного фонда они регулярно обходят выставочные залы для оценки состояния картин. Во время осмотра фиксируются все проблемные моменты и готовится обоснование. После этого собирается реставрационный совет, который выносит решение о необходимости работ по восстановлению произведения. 

Иногда им приходится решать очень непростые профессиональные задачи, в частности, восстанавливать утраты. В этом процессе важно правильно подобрать бумагу, с помощью красок добиться идентичной палитры, дописать утраченный фрагмент. Случается, что реставрационный процесс длится месяцы и даже годы.

Уникальные знания и наработки реставраторы Государственного музея искусств имени Кастеева передают из поколения в поколение.

Как рассказала нам руководитель отдела реставрации ГМИ имени Кастеева Гульжан Калдыбаева, история восстановления произведений искусства в Алматы берет начало во второй половине 1960-х годов. Основателями реставрационного дела в ГМИ, который тогда носил название Художественной галереи имени Тараса Шевченко, стали Анна Дужнова и Сара Досходжаева. На протяжении десятилетий подразделение пополнялось новыми специалистами. Сегодня в отделе работают восемь человек. Это профессионалы в области восстановления произведений графики, живописи, прикладного искусства, металла и скульптуры.

Реставраторы – штучные специалисты, для подготовки одного высокопрофессионального специалиста требуется время.

– Раньше реставраторов готовили в отделении станковой и масляной живописи Академии имени Жургенова, там было обучено 10 человек. Но на сегодняшний день при вузе таких специалистов не готовят. Тем не менее реставрационному делу может посвятить себя художник. Для этого нужно иметь базовое профессиональное образование. После прихода в отдел он учится у наших специалистов, стажируется на специальных курсах, – рассказала Гульжан Калдыбаева.

Делающие первые шаги в профессию начинают с малого, но с каждым этапом профессиональной подготовки задания усложняются, вырастает и ответственность. 

– Допуск к реставрации произведений классической живописи – полотен русского и западноевропейского искусства – имеют реставраторы только первой и высшей категории, – уточнила руководитель отдела.

В среднем в год специалисты реставрационного отдела восстанавливают порядка 200 произведений изобразительного искусства.

– Сегодня в мастерских находятся произведения казахстанских, зарубежных живописцев, полотна художников советского периода. В числе картин есть произведения, которые будут участвовать в тематических экспозициях, например, к 9 мая, а также полотна из фонда – их мы восстанавливаем в рамках плановой работы – заключила обзор Гульжан Калдыбаева.

Статья опубликована в  №41, от 19.04.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Сохраняя прекрасное".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!