Девять лет назад 1 декабря Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев открыл первую линию метрополитена. Какие изменения за это время произошли на предприятии, рассказал директор КГП «Метрополитен» Айдын Оразханов.
– Вас недавно назначили на должность, поэтому хотелось бы узнать, как Вам видится перспектива дальнейшего развития метрополитена?
– Я ранее уже возглавлял метрополитен, в 2014 – 2016 годах, да и в любом случае вся моя трудовая деятельность всегда была связана со строительством, техническим надзором и эксплуатацией метро. Сегодня я заинтересован в успешном развитии предприятия и поэтому в первую очередь хочу поменять само направление компании, в которой работают порядка 1500 человек. До сегодняшнего дня в приоритете метро была безопасность, этот момент остается априори, но теперь наш основной акцент будет на клиентоориентированности с повышением качества предоставляемых услуг. Общественный транспорт не должен создавать пассажиру проблем в виде повышенных мер безопасности. К примеру, чтобы попасть на перрон глубокой станции Абая, пассажир тратит порядка 15 минут – это при условии беспрепятственного прохождения. Если же на его пути встречаются препятствия в виде досмотра, время прохождения заметно увеличивается, и у пассажира может не возникнуть желания вновь воспользоваться услугами метро. В условиях пандемии досмотры также создают очереди в час пик, а это недопустимо в закрытых помещениях. Так что будем менять приоритеты и в полной мере использовать наши преимущества.
Для того чтобы повысить качество услуг, будем повышать социальную составляющую работников станции, проводить реструктуризацию компании, следуя посланию Главы государства.
– Какой поток пассажиров ежедневно проходит через метро и как на него повлияла пандемия? Как соблюдаются санитарные нормы?
– До пандемии мы перевозили более 50 тысяч пассажиров в сутки. Сейчас мы перевозим в среднем 25 тысяч пассажиров. На постоянной основе в метро проводится весь комплекс работ, рекомендованный санврачами. Дезинфекция в метро и поездах проводится каждые три часа.
– Жители и гости города часто жалуются на неудобный интервал движения поездов (от 8 до 10 минут), будет ли он меняться?
– Для недопущения скопления пассажиров на платформе я уже принял решение о пересмотре графика движения поездов. В настоящее время действует следующий график – шесть поездов в час пик, четыре в остальное время. Но мы должны быть мобильными в этом отношении: увеличился пассажиропоток – нужно умножать количество поездов. С этой целью мы увеличиваем подвижной состав парка. Сейчас у нас семь поездов, до конца года нам должны поставить еще семь, и один уже доставлен. Таким образом, у нас будет 15 единиц подвижного состава, и мы сможем сократить интервал между движением поездов.
Хочу также добавить, что сегодня я веду переговоры с одной из компаний, предоставляющих мобильную связь, по обеспечению метро мобильной связью и 4G-интернетом. В процессе реализации – проведение wi-fi на станциях.
– Какие условия созданы в метро для людей с ограниченными возможностями?
– Для любого маломобильного пассажира на входе есть кнопка вызова, которая выведена на дежурного по станции. На вызов приходит дежурный по обслуживанию пассажиров, который знает, как правильно пользоваться наклонными подъемниками, специальными лифтами. У нас постоянно проводятся занятия с сотрудниками, для того чтобы они знали, как оказывать ту или иную помощь маломобильным пассажирам. Таким образом, метро полностью готово предоставлять услуги маломобильным пассажирам.
– Появятся ли новые станции метро к 2021 году?
– Все основные сооружения на станциях выполнены на 90 процентов, уложены пути, остались только отделочные работы. Поэтому надеемся, что к концу следующего года весь объем строительно-монтажных работ будет завершен. Во всяком случае, мы выполним зависящий от нас объем работ, в планах стоит ввод в эксплуатацию новых станций. Но, к сожалению, пандемия внесла свои коррективы в доставку оборудования.
– Какие имеются особенности при прокладке туннелей и при строительстве станций алматинского метро?
– Здесь больше особенности не метро, а нашего наклонного города. Когда ведется прокладка туннелей, мы должны придерживаться максимального уровня наклонов по нормативам и строить туннель прямо. Поэтому у нас такая разница в станциях по заглублению. Не стоит забывать и об особенностях валунно-галечного грунта (песок и камни). Поэтому темпы строительства метро не такие быстрые, как хотелось бы нашим горожанам.
– Как часто Вы спускаетесь в подземку и пользуетесь ли метро?
– Я это делаю ежедневно и на постоянной основе. Нельзя руководить предприятием, не видя, что происходит внутри, не пропуская через себя весь процесс. У нас даже офис находится на станции, так что я практически живу в метро.