Аксункар Абдулина: 2022 год поставил раздел между старым и новым Казахстаном

Аксункар Абдулина: 2022 год поставил раздел между старым и новым Казахстаном

Как изменился Казахстан с приходом к власти Касым-Жомарта Токаева, и какой импульс развитию государства дадут предстоящие выборы – об этом мы поговорили с заместителем директора по связям с общественностью Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова, кандидатом исторических наук Аксункар Абдулиной.


– Прошлый год был насыщенным на политические события и реформы. Как бы вы прокомментировали основные из них?


– Самым большим испытанием для казахстанцев стали трагические январские события 2022 года, которые поставили раздел между «старым Казахстаном», погрязшим в коррупции и присваивающим основные поступления от экспорта наших углеводородов, и «новым Казахстаном», осознавшим ошибки прошлого и сделавшим ставку на комплексные реформы в политической системе для искоренения феномена «коллективного Назарбаева». Президент Касым-Жомарт Токаев показал свою решимость в противостоянии деструктивным силам, которые хотели повернуть развитие страны вспять, прибегнув к помощи государств ОДКБ. Морально-политическую поддержку руководству нашей страны оказали дружественный Китай и братская Турция. Уже к середине января конституционный порядок по всей стране был полностью восстановлен, миротворцы выведены из страны, но в сердцах казахстанцев поселилась горечь от человеческих жертв «кровавого Кантара», а также материальных потерь Алматы, где множество магазинов были разграблены, некоторые здания сожжены.


Глава государства неоднократно обращался к гражданам с разъяснениями, встречался с предпринимателями и общественностью, дважды выступил с программными Посланиями, в которых провозгласил начало реформ и конкретные шаги для их достижения. Так, в мартовском Послании основной упор был сделан на политические реформы в русле концепции «Жаңа Қазақстан».


В этой связи большое значение имело проведение 5 июня 2022 года республиканского референдума «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». В настоящее время мы видим реальные изменения: продлен до семи лет ставший единственным срок президентских полномочий, создан Конституционный суд, утратил силу Конституционный закон о статусе первого Президента, готовимся к мартовским выборам в Мажилис по смешанной избирательной системе (30% мест в Мажилисе отдано одномандатным округам, 70% – по партийным спискам), упрощены требования к политическим партиям и многое другое.


В своем же сентябрьском Послании Президент назвал целый ряд мер, которые позволят улучшить материальное положение казахстанцев – повышение минимальной заработной платы до 70 000 тенге, продление сроков выплат по уходу за ребенком до полутора лет с 2023 года, выдача льготных кредитов под 2-3% на обучение в вузах, введение специального банковского счета на каждого ребенка с отчислениями из инвестиционного дохода Национального фонда страны и др. С января работает общественный социальный фонд ««Қазақстан халқына», который реализует более 10 благотворительных программ и проектов по помощи больным и социально уязвимым людям, в особенности детям.


Все казахстанцы были вовлечены в международную повестку, связанную с войной России в Украине, противостоянием России и государств НАТО. Мы испытали на себе наплыв релокантов из соседнего государства в связи с осенней кампанией мобилизации, им был оказан доброжелательный прием, общественность поддержала и народ Украины, стойко отстаивающий свою территориальную целостность и суверенитет. Эксперты весьма высоко оценивают внешнюю политику Казахстана, направленную на сохранение многовекторности и нейтральности по отношению к воюющим сторонам.


– Какими вы видите новые правила формирования представительной ветви власти? Какие возможности они дают и являются ли более конкурентными?


– Новые правила формирования представительной власти в Казахстане, к которой относится двухпалатный Парламент, дают заявку на демократизацию и переформатирование суперпрезидентской республики в президентскую. Выборы в верхнюю палату уже успешно состоялись 14 января, в результате которых в Сенат на основе тайного голосования выборщиков в маслихатах избрали 20 человек, в основном это бывшие акимы. Впервые в Сенате представлены по президентской квоте пять представителей от Ассамблеи народа Казахстана, тогда как ранее от нее проходило девять человек в Мажилис – нижнюю палату. Уменьшение количества депутатских мест для АНК отражает тенденцию на доминирование казахов в национальной структуре населения страны. 


Сенат был лишен законодательной инициативы, но он сможет одобрять или отклонять законы, утвержденные в Мажилисе. Расширение полномочий Сената состоит в предоставлении ему права утверждать кандидатуры на посты председателей Конституционного суда и Высшего судебного совета. Нам видится, что выборная кампания прошла очень скоротечно и тихо, народ был мало проинформирован о кандидатах и их предвыборных программах. Стоит расширить гласность при организации выборов в Сенат, чтобы была более существенная конкуренция между кандидатами. К сожалению, в Казахстане не преодолен гендерный дисбаланс, сенаторами были избраны всего лишь три женщины, что ставит вопрос о необходимости квотирования для них депутатских мест.


Теперь казахстанцы готовятся к очень важным выборам в Мажилис, в котором количество мест сократилось со 107 человек до 98 в связи с передачей мест ассамблеи в Сенат. Возможно, стоило не сокращать общее количество мест в нижней палате, чтобы дать больше депутатских кресел от одномандатных округов, среди которых будут самовыдвиженцы и представители от партий. На самовыдвиженцев многие возлагают большие надежды как на независимых политических лиц, не подчиняющихся воле партий. Так, для самого крупного мегаполиса страны Алматы вкупе с Туркестанской областью выделены три места, а для Астаны, Шымкента вкупе с тремя областями – всего по два.


Весьма примечательно, что количество партий, зарегистрированных для участия в выборах, достигло семи, тогда как в выборах в Мажилис 2020 года было представлено только пять партий.


Уверена, предвыборная кампания обещает быть интересной в силу большой конкуренции между самовыдвиженцами, в особенности в мегаполисах, а также зарегистрированными партиями.


– На ваш взгляд, к каким изменениям в стране могут привести предстоящие выборы?


– Вновь избранный Мажилис будет более разношерстным по своему составу, что усилит демократическое начало представительной ветви власти. Весьма отрадно, что снижен барьер для прохождения партий в Мажилис с 7% до 5%, что отразится на росте числа партий.


Надеемся, что новый Парламент будет более эффективным, выдвигая законопроекты по злободневным вопросам, волнующим казахстанцев: по продолжению политических реформ, улучшению социальных условий граждан и другие важные вопросы.


Хотелось бы призвать всех казахстанцев выразить свою гражданскую позицию, приняв участие в выборах в Мажилис – главный законодательный орган нашей страны, состав которого зависит от голоса каждого из нас.


Статья опубликована в №22, от 14.02.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Движение вперёд". 


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

14:24

13:45

13:06

12:27

11:47

11:18

10:39

10:00

22:30

22:11

21:34

17:58

17:24

16:52

16:17

15:42

15:06

14:33

13:57

13:21

12:47

12:15

11:43

11:10

10:37