Она была инициирована руководством самого музея, находящегося в непосредственной близости от эпицентра кровавых событий – площади Республики, акимата Алматы, резиденции Президента, наиболее пострадавших от нападения разъяренной толпы.
Когда погромщики двинулись к музею, стоящему напротив сгоревшей резиденции, и взломали двери, то сразу уничтожили видеокамеры. К ним навстречу вышла женщина – тогдашний заместитель директора ЦГМ РК Бибигуль Дандыгараева (директор в те дни был в отпуске). Она умоляла их ничего не трогать и сохранить историческое наследие для будущих поколений. В результате ни один экспонат не пострадал, культурные ценности нашего народа удалось сберечь.
Эта история впечатлила Лидию Дроздову, и она решила передать ее в своем полотне, которое на выставке имело название «Призыв к человечности. Январские события». В его центре – словно свеча во мраке, женщина, сложившая руки в мольбе, а вокруг суровые мужские лица, на которые отбрасывает свет ее образ.
– Когда я взялась писать свою картину, думала о том, что же я хочу и могу в ней отразить, что меня Призыв к человечности Алматинская художница Лидия Дроздова одной из первых отобразила трагические события января 2022 года волнует, а так как я женщина и мама, меня глубоко потрясло то, как Бибигуль Дандыгараева повела себя в сложной и опасной ситуации, как сумела найти нужные слова. Думала о том, смогла бы я сама так поступить, и восхищалась: вот это у нее сила духа, вот это мужество! Вот он, материнский инстинкт, который толкает и будет толкать многих женщин на героические поступки, – говорит художница.
Лидия Дроздова считает что Бибигуль совершила подвиг, потому что в эти минуты она о себе не думала.
– Когда она вышла навстречу большой толпе уставших и злых мужчин, ей было страшно, она видела, что они возбуждены и готовы на все. Перед этим они стучали в двери, пытались разбить стекла, а затем уже ворвались в здание. Гражданский долг и любовь к музею, к народному достоянию, ко всему, что они хранят и показывают людям, дали ей силы, чтобы защитить ценности. Ее материнское сердце подсказало слова, потому что, скорее всего, когда она увидела лица этих молодых мужчин, а у многих мам есть сыновья, то, конечно, первой мыслью было, что это тоже чьи-то дети, у каждого из них есть доброта в душе, и она обратилась к ним с добрым материнским словом: «Пожалуйста, не тро- гайте здесь ничего. Может быть, вы хотите передохнуть, попить воды», – продолжает Лидия Дроздова.
Бибигуль Дандыгараевна нашла те слова, которые подействовали на них успокаивающе и остановили их.
– Они увидели в ней, может быть, свою сестру, маму и прислушались к ее мягкому женскому голосу. Именно этот момент я постаралась изобразить в центре, Бибигуль как светлый образ добра, а вокруг нее темная масса, расколотая событиями. Масса мужчин, у которых в глазах различные состояния в зависимости от того, как каждый из них воспринял в эту минуту ее просьбу, ее слова. Эта хрупкая женщина спасла ценные артефакты, – рассказывает художница.
По словам Лидии Дроздовой, после того как руководство музея обратилось к ней с просьбой провести выставку, посвященную трагическим январским событиям, она предложила художникам не писать картины, которые показывали бы страшное кровопролитие, да многие и сами не хотели этого.
– Я попросила своих коллег подойти гуманно к отражению этой темы, пощадить чувства зрителей. И оказалось, что многие наши художники, сидя дома, делали зарисовки, понимая, что это история нашего города, что это трагическое событие не уйдет в небытие, оно будет обсуждаться, анализироваться. И они писали, ктото в гневе, выражая свои эмоции. По большому счету художники – это не столько свидетели, сколько глаза народа. Часто в своем творчестве они отражают думы людей, а еще, бывает, предвосхищают события. Художники – это оптимисты, мы всегда верим в лучшее и несем свет веры и надежды в массы, – поделилась Лидия Дроздова.
Автор Индира САТБАЕВА
Статья опубликована в №90 от 29.07.2023 газеты «Вечерний Алматы» в рубрике «Призыв к человечности».