В своем Послании народу Казахстана Президент РК Касым-Жомарт Токаев обозначил туризм как сферу, имеющую значительный потенциал, но еще не показывающую достаточных результатов. В этом секторе одним из реальных лидеров остается Алматы.
Согласно информации Бюро нацстатистики АСПиР РК, за период с января по сентябрь 2023 года казахстанские курортные зоны посетило более 3 млн 73 тыс. человек. С одной стороны, продемонстрирован рост, так как показатель на 344 тысячи человек больше, чем в 2022 году (прирост 12,6%). Однако картина показывает, что использованы полностью не все резервы.
Самой популярной курортной зоной по показателям девяти месяцев 2023 года стал алматинский горный кластер. Цифры показывают, что за январь – сентябрь прошлого года его посетили 1 млн 728 тыс. туристов. Далее следуют курорты Мангистау (299 тыс. человек) и Щучинско-Боровская курортная зона (243 тыс. туристов). В пятерку лидеров вошли также популярные в летнее время Алакольская и Балхашская курортные зоны. По данным Бюро нацстатистики РК, объемы оказанных услуг по Казахстану за девять месяцев прошлого года достигли 175 млрд 739,23 млн тенге. Из них наибольшая часть (55 млрд 86,69 млн тенге) пришлась на Алматы, а идущие следом Астана и Акмолинская область существенно отстают (33 млрд 997,48 млн тенге и 16 млрд 518,94 млн тенге соответственно). Общее число посетителей, которых обслуживали места размещения по стране, составило 6 млн 245,71 тысячи человек, около четверти из которых (1 млн 514 тыс. человек) пришлось на Алматы.
Страновой обзор по иностранным гражданам, которые находились в местах размещения по РК, показал, что наибольший массив дала Российская Федерация – 356,85 тыс. человек. Затем следуют Китай (75,13 тыс. человек), Турция (41,13 тыс. человек), Индия (34,75 тыс. человек), США (28,16 тыс. человек), Узбекистан (26,35 тыс. человек) и Германия (22,63 тыс. человек).
Не случайно профильное ведомство сообщает о предпринимаемых шагах, направленных на стимулирование туристического потока, в том числе и за счет иностранных гостей. Так, министр туризма и спорта Ермек Маржикпаев, рассказывая о развитии данной сферы, сообщил, что по поручению Премьер-министра РК расширяется список приоритетных территорий с десяти до топ-20.
«Планируется разработка мастер-планов (приоритетных территорий) с определением конкретных участков развития, инфраструктурных потребностей и инвестиционных возможностей», – сказал о приоритетах регионов глава ведомства.
Показательным фактором международной известности Алматы как туристической Мекки стало признание мегаполиса в европейских СМИ. В итальянском издании Conde Nast Italia опубликована статья о казахстанском горнолыжном курорте «Шымбулак», о чем сообщило Министерство туризма и спорта РК. По информации Conde Nast Italia, туристский потенциал горного курорта «Шымбулак» представлен итальянским журналом в числе топ-5 мест в мире, которые обязательно стоит посетить любителям зимних видов спорта. Вместе со знаменитым курортом, любимым отечественными и зарубежными горнолыжниками, в топ вошли полуостров Тролля в Исландии, гора Денали на Аляске, Казбеги в Грузии и горнолыжный курорт «Зао» в Японии.
Итальянское издание указало, что горнолыжный курорт «Шымбулак», находящийся в получасе езды от города, отличается легендарной атмосферой и современным комфортом. В связи с этим Conde Nast Italia настоятельно рекомендует читателям не пропустить такую достопримечательность во время путешествий.
Как уже писало наше СМИ, Алматы привлекает каждого второго иностранного туриста, прибывающего в Казахстан. Аналитик РОО «Kazakhstan Alpine Club» Еркин Тикенов отмечает, что успешность алматинского кластера достигается за счет природно-климатических условий. Агломерация вместе с самой крупной рыночной экономикой в регионе имеет большую емкость платежеспособного спроса. Наличие развитой транспортной и иной инфраструктуры создает набор факторов для развития сектора.
Но чтобы рекреационный и культурный потенциал Алматы был раскрыт в полной мере, необходим комплексный подход, как к производственной цепочке.
«Туризм – это сложная отрасль, требующая пристального внимания властей. Вместе с тем необходимо обязательное вовлечение в управление туристской территорией ключевые заинтересованные стороны», – говорит эксперт.
Следующая точка для роста после развитого сегмента бизнес-путешествий, по мнению аналитика, это VFR (Visit Friends and Relatives – посещения друзей и родственников). Важно и высокоэффективное развитие приключенческого туризма, аутентичные туры и активити, не только для внутреннего потребления, но и фокус на экспорт услуг на основе имеющегося потенциала агломерации.
Еркин Тикенов отмечает неравномерное участие районов Алматы. Помимо трех наиболее развитых туристских районов города (Алмалинский, Бостандыкский и Медеуский), каждый из которых создает больше оборотов туруслуг, даже в сравнении с самыми развитыми туристскими областями в стране, есть потенциал и у остальных районов, предполагает эксперт.
Другие городские и близлежащие сельские районы агломерации способны дать мощный толчок всей индустрии туризма Казахстана за счет синергии, эффективной координации и умной специализации на своем наборе турпродуктов.
«Для этого требуется больше мер поддержки и координации, чтобы привлечь частные инвестиции для реализации концепции города без окраин и опережающего развития агломерации. Более развитый туркластер региона создаст еще больше возможностей для трудоустройства в разных сегментах туризма», – считает аналитик.
Он отмечает, что индустрия туризма на 90% состоит из малых предприятий, что требует больше координации и интеграции с потребностями местного бизнес-сообщества. Важно и вовлечение экспертных мнений специалистов сферы для формирования стратегической документации (мастер-планов) по развитию повсеместного туризма для разных слоев населения с разнообразным набором турпродуктов.
Примером может служить, помимо транспортных хабов и кластеров мест размещения и питания, также туризм на основе сообществ. Например, есть альпинистские клубы, активно участвующие в спасательных операциях и подготавливающие кадры для обеспечения безопасности в горах (спасателей, гидов-проводников, инструкторов альпинизма, инструкторов горной подготовки для силовых ведомств и проч.). При участии большего числа игроков в индустрии туризма, они имеют право на получение дополнительных преференций, полагает специалист.