Алматинский психолог поделилась рекомендациями по подготовке детей к школе

Алматинский психолог поделилась рекомендациями по подготовке детей к школе Фото из личного архива Анастасии СТЕБЛЯНКО

Совсем скоро многие дети впервые сядут за учебные парты. Магистр психологических наук Анастасия Стеблянко в интервью корреспонденту газеты «Вечерний Алматы» рассказала как про особенности подготовки детей к школе, так и про меры, которые нужны для успешной социализации в учебном заведении.

– Анастасия Юрьевна, с какого именно возраста лучше всего начинать подготовку ребенка к школе?

– Подготовку можно разделить на психологическую и педагогическую. Психологическая включает в себя способность ребенка запоминать, концентрировать внимание на учебном материале, воспринимать информацию и выражать ее устно с помощью речи. Я обращаю внимание на то, насколько развита память, мышление. Данные процессы непосредственно связаны со зрелостью структуры в головном мозге и именно от этого зависит, готов ли ребенок к школе или нет. Если мозг ребенка недостаточно сформировался для запоминания речи, информации, то считается, что он не готов к школе. Для оценки познавательных процессов существуют специальные тесты, которые определяют степень такой готовности. 

Педагогическая готовность – это способность ребенка читать, писать, считать. От познавательных процессов зависит то, как он будет запоминать, изучать информацию. Этот процесс включает в себя различные игры, развивающие внимание, память, мышление. Именно во время игр ребенок осваивает основы использования своих познавательных процессов. Если структура головного мозга ребенка достаточно созрела, то в таком случае изучение материала для него будет даваться гораздо легче.

– Расскажите, пожалуйста, о трудностях, с которыми сталкиваются дети в возрасте пяти с половиной, шести и семи лет?

– Говоря о психологической подготовке, нормой считается, если ребенок развивается и способен играть в игры, связанные с запоминанием информации и концентрацией внимания. Примерно к семи годам он способен запоминать информацию школьной программы. В возрасте пяти с половиной лет у ребенка нервная система и головной мозг еще недостаточно развиты. Внешне это проявляется в том, что он не понимает информацию, которую нужно повторять несколько раз. Если зона головного мозга, отвечающая за абстрактное мышление, недостаточно развита, ребенку практически недоступно понять информацию о буквах, цифрах. Только к семи годам он распознает цифры.

Шестилетки в значительной степени отличаются от семилеток. Если проводить диагностику внимания у детей шести и семи лет, то у первых недостаточно развито переключение внимания. Списывая с доски, он может пропускать буквы и недостаточно внимательно выполнять задания. В семь лет норма, если ребенок с первого раза способен запоминать больше семи предметов или картинок. В шесть лет ребенок может запоминать только до семи предметов. Это довольно тонкая разница, практически незаметная, но опять же, если в процессе обучения семилетке дают задание выучить правило, ему на это нужно 20 минут. В свою очередь, шестилетке понадобится примерно 60 минут, соответственно, нагрузка на родителей детей младше семи лет и педагога ложится гораздо большая. 

К примеру, дети в западных школах в первый класс идут в пятилетнем возрасте, иногда даже в 4,5 года, учеба больше построена на игровом элементе, и до определенного возраста им не ставят оценки. Думаю, что в каком-то смысле это правильно. Согласно возрастной психологии, важно организовать в этом возрасте именно игровой процесс учебной деятельности. В таком формате дети будут больше и качественнее познавать информацию.

– Как родителям не передать свои страхи ребенку по поводу учебы, отправляя его в первый класс?

– С обеспокоенностью родителей сталкиваюсь постфактум, когда они видят, что у ребенка недостаточная успеваемость, а они не способны внятно объяснить, что от него требуется. Если у родителей есть страхи, то это уже повод обратиться к психологу. Педагогический процесс для ребенка семи лет является нормой развития, он завершает свою игровую деятельность и переходит на этап учебной деятельности, что связано с нейропсихологическими основами. Самое главное: не торопить и не заставлять ребенка выполнять то, на что он по возрасту не готов. Если отдать ребенка в школу раньше времени, то могут возникнуть различные трудности.

В этом случае родительские страхи относительно неуспеваемости и плохого поведения ребенка в учебном заведении могут подтвердиться. Признаками неготовности ребенка к школе является то, что он проявляет неусидчивость, встает во время урока, ведет себя агрессивно. В таких случаях родителю с ребенком нужно пойти к психологу и разобраться в проблеме. Бывают случаи, когда ребенок повторно идет в первый класс, поскольку через год он более психологически готов.

– Когда можно понять, что ребенок психологически готов к школе?

– Это и трудно, и легко. Поведенческая готовность ребенка к школе проявляется в том, способен ли он заниматься чем-то больше 30 минут и при этом не отвлекаться. Может ли он спокойно воспринимать какие-то инструкции и задания. Все это так или иначе косвенно указывает на готовность ребенка к школе или, наоборот, его неготовность.

Если у родителей возникают вопросы, то есть смысл пройти специальные тесты, которые довольно точно покажут степень психологической готовности ребенка к школе.

– Что важно учитывать родителям первоклашек?

– В первую очередь необходимо организовать правильный режим дня школьника, график отдыха, сна, учебы и питания. Первокласснику нужна предсказуемость. Как раз с помощью таких вот ключевых моментов, как сон или еда, мы можем создать ребёнку точки опоры или «чекпоинты». Он будет знать, что после занятий в школе и обеда можно немного поспать.

Если ребенок днем не спит, тогда обязательно нужно найти время для отдыха, каких-то игр, домашних развлечений, и после этого следует обязательное выполнение домашних заданий. Если с первых дней учебы родитель введет правильный режим дня, ребенку будет легче влиться в учебный процесс и соблюдать этот режим на протяжении всей начальной школы.

– Как правильно настроить ребенка к учебе после летних каникул?

– Прямо с 1 сентября мы можем не ждать от него высокой продуктивности в учебной деятельности. Процесс врабатываемости происходит не мгновенно, а постепенно. Если же родитель хочет, чтобы уже к началу сентября ребенок был достаточно продуктивным и мог показывать хорошие результаты, тогда можно начать процесс подготовки к учебной деятельности уже в середине августа. Например, записать ребенка на курсы, косвенно связанные с учебой, например, по робототехнике, программированию и др. Включение познавательных процессов поможет школьнику чувствовать себя в учебном тонусе.

– Чем можно помочь ребенку в адаптации к новой школе?

– Важно заранее поговорить с классным руководителем. Попросите педагога, чтобы он представил ребенка его одноклассникам, и они рассказали друг другу о себе. Данная мера позволит ему сформировать первичное представление о детях. Родители, в свою очередь, могут объяснить ребенку, что в классе не обязательно все должны быть друзьями. 

Обретение друга происходит не сразу. Нередко нужно проучиться одну-две четверти в классе, чтобы начать чувствовать себя комфортно. Нужно сказать ребенку, что через определенное время он привыкнет к классу. Также родителям необходимо донести до детей свою поддержку, установить доверительные отношения. Ребенок может рассказывать о случаях проявления агрессии со стороны учеников, учителей, а родитель должен его поддерживать и помогать. В непростой период адаптации ребенок нуждается в этом. В дальнейшем со снижением уровня тревоги наступает адекватный процесс социальной адаптации. 

Что лучше: обучение на дому или в школе?

– Выбор формата обучения и вся ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей. Если они готовы контролировать участие ребенка на уроках, выполнение домашних заданий, то в таком случае обучение на дому вполне подходящий образовательный процесс. Но если родитель, например, работает полный восьмичасовой день или у него недостаточно свободного времени, то в таком случае успеваемость ребенка резко снижается. 

Хотя есть успешные примеры домашнего обучения. Однако не стоит забывать о социализации. Ведь на самом деле ребенок ходит в школу не только для того, чтобы учиться, но еще и чтобы общаться со сверстниками, проходить этапы взаимодействия, общения с окружающими людьми. Школа обеспечивает прохождение важного процесса интеграции в общество. При обучении на дому родителю нужно будет организовать какие-то дополнительные контакты своего ребенка со сверстниками, чтобы не было урона в части его социализации и общения.

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

16:49

16:14

15:42

15:04

14:25

13:57

13:24

12:52

12:23

11:51

11:17

10:39

10:02

18:05

17:44

17:32

17:03

16:38

16:02

15:24

14:47

14:15

13:41

13:08

12:35