Алматинскому троллейбусу – 80 лет

Алматинскому троллейбусу – 80 лет Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

Алматы – единственный город в Казахстане, где сохранилась троллейбусная сеть. Ровно 80 лет назад, в 1944 году, были запущены первые маршруты. Первый троллейбус под № 1 курсировал по улице Гоголя. Это было настоящее чудо: комфортный, бесшумный, экологически чистый транспорт буквально шелестел по городским шоссе и приковывал взгляды горожан. Тогда это была модель ЯТБ5. Он был окрашен в шоколадный цвет с обтекаемой панелью по всей длине кузова. Расцвет троллейбусного движения пришелся на конец 1970-х – начало 1980-х годов. В 1982 году протяженность маршрутов составляла уже 211 километров. Троллейбусы ходи- ли во все новые микрорайоны и до аэропорта. Всего было 25 троллейбусных маршрутов.

С юбилейной датой сотрудников «Алматыэлектротранс» поздравил заместитель акима Алматы Аскар Амрин, зачитав поздравительное письмо от имени главы города. Он особо подчеркнул, что ежедневный труд водителей, механиков, диспетчеров сложно переоценить, ведь благодаря им обеспечивается высокое качество транспортных услуг для жителей и гостей города.

– В рамках Программы развития Алматы до 2025 года и среднесрочной перспективы до 2030 года мы взяли курс на организацию современной модели городской мобильности. Акиматом Алматы разработан мастер-план транспортного каркаса, основная цель которого – предоставить алматинцам удобный, быстрый и экологичный общественный транспорт. В этой связи уделяется особое внимание сохранению и развитию троллейбусного парка, – сказал Аскар Амрин.

Он добавил, что впервые за 11 лет полностью обновляется транспортный состав. В этом году на маршруты вышло 100 новых троллейбусов и еще 112 будет поставлено до конца года. Кроме того, ведется работа по модернизации контактных сетей: на сегодняшний день усовершенствовано 75 километров кабельных линий и 40 километров контактных сетей. 

– Принятые меры позволят повысить удобство поездок, сократить время ожидания за счет обеспечения надежности и стабильности транспортного сообщения. Данная работа будет продолжена, – сообщил заместитель акима.

Как отметил генеральный директор ТОО «Алматыэлектротранс» Александр Бейсембиев, для Алматы троллейбусы – не просто общественный транспорт, а негласный символ мегаполиса. 

– Троллейбусы заслуженно считаются одним из самых лучших видов городского транспорта: он бесшумный, наиболее безопасный, надежный, так как готов выходить на маршрут даже в мороз в отличие от дизельных транспортных средств, и, без сомнений, самый экологичный, – подчеркнул Александр Бейсембиев. 

Он также добавил, что современные троллейбусы могут двигаться своим ходом до 60 километров, что важно, так как при обрыве контактной сети или обесточивании на маршруте они все равно могут продолжать свое движение.

Сегодня троллейбусы – это неотъемлемая часть городского общественного транспорта. Машины стали современными и высокотехнологичными, в них есть система видеонаблюдения, USB-разъемы для зарядки телефонов, кондиционер и даже бортовой самописец, который фиксирует все действия водителя. Одно остается неизменным – именно троллейбус горожане считают своим самым любимым, по-настоящему алматинским транспортом. Наверное, поэтому праздник в честь исторической даты с момента запуска у нас троллейбусного парка пришли поддержать не только работники отрасли, но и все желающие горожане. В по-семейному уютной обстановке гости смогли отведать праздничный плов, принять участие в конкурсах и викторинах, насладиться яркой концертной программой. Также был организован музей под открытым небом, галерея ретрофотографий и необычные фотозоны.

Особое внимание по традиции было уделено чествованию ветеранов троллейбусного дела. Каждый из них внес огромный вклад в становление и развитие троллейбусного парка, а некоторые до сих пор стараются быть полезными любимому предприятию.

Александр Паклин – старожил троллейбусного парка, ему уже 88 лет, но каждый будний день он приходит сюда как на работу.

– А как иначе, – разводит руками Александр Никифорович, – вся моя жизнь связана с этим местом. Начал трудовой путь с 60-го года прошлого века: 35 лет проработал на линии, а потом еще 15 лет инструктором – делился опытом с молодым поколением. На моих глазах прошла целая троллейбусная эпоха, видел, как меняется техника, становится более высокотехнологичной, комфортной, современной. Эх, знали бы вы, как я хочу прокатиться за рулем сегодняшних троллейбусов! Даже после выхода на пенсию прихожу в парк, чтобы внести свою лепту в озеленение территории, слежу за порядком. Все что тут посажено – моих рук дело.

Среди ветеранов – троллейбусного движения Нургуза Валеева. По ее словам, 80-летний юбилей алматинского троллейбуса для нее как семейный праздник.

– В 1982 году глубокой осенью переехала из Омска в Алма-Ату и устроилась водителем в троллейбусный парк. За З0 лет работы было много незабываемых историй, но одна запомнилась на всю жизнь. В 2013 году работала водителем на седьмом маршруте. Как-то следую по проспекту Сейфуллина, а навстречу мне движется, потеряв управление, бензовоз. Но я не потеря- ла самообладания и смогла уйти от столкновения, таким образом спасла троллейбус, а самое главное – жизни пассажиров. После того как я остановила троллейбус, пассажиры целовали мне руки и благодарили. Этот момент благодарности все еще у меня перед глазами, – рассказала Нургуза Ермукановна.

Сейчас профессия водителя общественного транспорта высокооплачиваемая и вызывает все больший интерес у молодого поколения.

Как рассказал директор учебного центра ИП «Аскаров » Бейбiт Аскаров, с 18 сентября этого года на категорию Tb разрешено учиться с 23 лет после годичного курса с категорией D1. Раньше этот период составлял три года, а разрешенный возраст предусматривался с 25 лет. Данные меры позволят привлечь больше молодых кадров и восполнить дефицит специалистов. 

– Наш троллейбусный парк является единственным в стране. На сегодняшний день мы обслуживаем девять маршрутов. На линии ежедневно выходят 154 троллейбуса. Всего у нас работает 293 водителя, из них 67 – женщины, средняя заработная плата составляет 700 тысяч тенге, – говорит начальник службы эксплуатации троллейбусного парка Людмила Кабдрахманова.

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

22:15

18:10

17:42

17:28

17:23

17:02

16:45

16:38

16:29

16:17

15:54

15:35

15:13

14:47

14:23

14:00

13:37

13:16

12:56

12:34

12:13

11:50

11:47

11:29

11:08