Алматы будущего, или Какой станет южная столица к 2040 году

Алматы будущего, или Какой станет южная столица к 2040 году Фото: Кайрат КОНУСПАЕВ

В течение трех дней в Алматы общественность обсуждала новый Генеральный плана города до 2040 года. Обсуждения были инициированы акиматом мегаполиса и ТОО «НИИ «Алматыгенплан». Исходя из разделов Генплана и экспертных выступлений, вырисовывается футуристический образ Алматы. Какой же она станет, южная столица будущего?




Пять центров


– Цели развития Алматы составлены на основе адаптированного мирового опыта – комфортный, устойчивый, транспортно-доступный, социально устойчивый и стабильный, зеленый, цифровизированный и безопасный город. В настоящее время мы имеем моноцентричный город, так как окраины и новые районы зависят от центра, – отметил генеральный директор ТОО «НИИ «Алматыгенплан», разработчик Генерального плана города Асхат Садуов. 


По его словам, Алматы будет иметь пять основных центров. 


1. Север: проспект Райымбека – улица вдоль БАКа – Джангильдина – Северное кольцо. Отсюда вынесут производства (заводы) и рынки (барахолка), освободившиеся пространства застроят новыми жилыми кварталами, отличающимися высоким уровнем развития инфраструктуры.


2. Восточные ворота: районы вдоль Кульджинского и Талгарского трактов вплоть до аэропорта Алматы. Это будет логистический хаб и выставочно-развлекательный центр, также там разместятся медицинские и фармацевтические компании.


3. Исторический центр: территории от Восточной объездной дороги, проспект Сатпаева, улицы Момышулы и Гоголя. Это будет туристический центр с развитой сферой услуг.


4. Запад: территория Алатауского района. Она станет транспортно-логистическим хабом, в котором будут сосредоточены крупные индустриальные предприятия.


5. Юго-запад: территория Наурыз­байского района. Она станет логистическим узлом с минипромпарками и центром торговли.


– Мы решили использовать научный подход. Согласно мировой планировке городов, 80% маршрутов людей связано с сеткой улиц. Функция улиц должна соответствовать пространственной сети. Периферия Алматы зависит от центра города. Планируется развитие в трехмерном измерении – плотность, расстояние и разобщенность, – рассказал Асхат Садуов. 


Алмалинский, Бостандыкский и Медеуский районы, по его словам, станут точками притяжения. Это связано с большой концентрацией рабочих мест, высокой мобильностью развитой сети улиц и экономии на коротких расстояниях. Однако Ауэзовский район, несмотря на высокую плотность населения, имеет низкий показатель, связано это с малым количеством улиц, и, как следствие, малым количеством рабочих мест и низкой мобильностью. 




Измененный облик


Как отметил разработчик Генплана, к 2030 году население Алматы вырастет до 2,5 миллиона человек, к 2040 году в мегаполисе будет проживать около 3 миллионов человек, к 2050 году – более 3,5 миллиона. Соответственно, потребность в жилье будет расти постоянно.


Согласно плану, в Алматы будет развернуто масштабное строительство многоэтажных жилых комплексов в Наурызбайском, Алмалинском, Турксибском и Жетысуском районах. В верхней части вдоль улицы Навои, мкр. Казахфильм, Каменки и Восточной объездной дороги будут построены малоэтажные дома и усадьбы. В Алатауском районе на дачных массивах возле микрорайона Мадениет, Теплоэнергетик и Энергостроитель планируется строительство многоэтажных и частных домов. В течение 20 лет весь город будет застроен многоэтажками, что преобразит внешний вид Алматы.


Вместе со строительством домов будет восполнен дефицит социальной инфраструктуры города – медучреждений, школ и физкультурно-оздоровительных центров. Всем известно, что в настоящее время в Алматы существует дисбаланс данных объектов, поэтому до 2025 года будет построено шесть школ и 12 пристроек к существующим. До 2030 года введут в эксплуатацию 67 школ, а в 2040-м – 57 школ. Данная мера позволит покрыть дефицит на 232 тысячи ученических мест, а также даст возможность разгрузить действующие школы. 


Согласно Генплану, школы будут построены в основном в нижней части города, так как там наблюдаются загруженность и дефицит ученических мест. Такая же картина с детскими садами – их будут строить на перифериях мегаполиса. 


– До 2040 года необходимо построить 45,6 млн квадратных метров жилья. Для этого в Генеральном плане запланировано обеспечение алматинцев социальной инфраструктурой в шаговой доступности, а именно: строительство 335 детских садов, 188 школ и 12 пристроек к существующим школам, 65 поликлиник и трех больниц, 33 физкультурно-оздоровительных комплекса, – отметила один из разработчиков Генплана Тамара Залогина.





Экология 


В настоящее время в мегаполисе имеется 977 гектаров зеленых зон. До 2025 года будет озеленено еще 850 гектаров, до 2030 года – 1500, до 2040 года – 3500. 


Согласно плану, к 2025 году будут озеленены территории вдоль основных артерий города – Восточной объездной дороги, проспектов Аль-Фараби, Рыскулова, Райымбека и улицы Момышулы. Озеленение будет отталкиваться от золотого квадрата и «расползется» по всему городу. До 2025 года работы будут вестись в центральной части города, дальше – в нижней части. До 2030 года озеленение города коснется Алатауского, Турксибского и Жетысуского районов ниже проспекта Рыскулова.


Отдельное внимание уделено благоустройству водоемов и рек города. До 2040 года будут благоустроены набережная озер Сайран и Аэропортовского, рек Большая и Малая Алматинки, Есентай, Каргалинка,  Жарбулак и так далее. 


– Для защиты особо охраняемых природных территорий вход будет разрешен только для экологически чистых видов транспорта – электротакси. Кроме того, не будут выдаваться разрешения на капитальное строительство объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. В новом Генплане для решения проблем экологии предусмотрено создание системы аллей, бульваров, новых садов, скверов, а также крупных парковых комплексов, которые будут связаны между собой, – рассказала заместитель генерального директора НИИ «Алматыгенплан» Айнур Сарбаева. 




Транспорт


Разработчик Генплана Асхат Садуов рассказал о развитии транспортного каркаса Алматы. 


– Одним из показателей успешного города являются транспортные коридоры магистрального общественного транспорта – БРТ, ЛРТ, метро. Также к ним необходимо провести необходимую пешеходную инфраструктуру. Все это позволит алматинцам быстрее перемещаться по городу и меньше использовать частные автомобили. Кроме того, это обеспечивает связанность пяти полицентров посредством развитой улично-дорожной сети и организации скоростных видов общественного транспорта, – считает Асхат Садуов. 


Строительство первой линии ЛРТ (скоростной трамвай) будет вестись в 2025–2030 годы, протяженность составит 31 километр, маршрут: Толе би – Желтоксан – Раимбека – Кульджинский тракт. 


Вторая линия ЛРТ возьмет начало от пересечения Момышулы и Толе би и протянется до улицы вдоль БАКа, строительство намечено на 2027–2032 годы, протяженность – 16 километров. Третью ветку будут строить в 2030–2040 годы, протяженность составит 29 километров. 


Статья опубликована в  №15 -16, от 31.01.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Алматы будущего".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

11:03

10:40

10:31

10:27

10:08

09:58

09:46

09:27

21:36

17:54

17:48

17:23

16:51

16:51

16:23

15:54

15:28

14:59

14:32

14:03

13:34

13:11

12:48

12:27

12:05