По его словам, в последние годы человечество столкнулось с таким глобальным явлением, как феномен цифрового мира. Это очередной этап развития человеческой цивилизации, который коренным образом меняет образ жизни и мировидение через многочисленные и регулярные технологические инновации: Интернет, социальные сети, мессенджеры, мобильные платежи, возможность дистанционного обучения и т.д
– Для стран Центральной Азии важным примером лучших практик цифровизации стали различные инициативы Европейского Союза, которые нацелены на интеграцию стран с различным уровнем развития экономики и небольшим населением и создание единого цифрового рынка. Евросоюз понимает свои инициативы по цифровизации стран и цифровой интеграции, запущенные в 2015 году, как мощный инструмент экономического роста, создания рабочих мест, улучшения жизни людей и содействия развитию бизнеса.
Многие страны Центральной и Восточной Европы, которые входили в бывший военно-политический блок СССР, прошли такой же путь демократизации общества и перехода от плановой экономики к рыночной, как и пять стран Центральной Азии. И поэтому их опыт цифровой интеграции с развитыми европейским странами представляет большой интерес для его репликации в целях разработки различных проектов цифровой интеграции Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, – говорит он.
Сегодня страны Центральной Азии активно реализуют государственные программы по применению цифровых разработок в сфере государственных услуг и экономики. Это приводит к росту цифровых данных, позволяющих использовать алгоритмы искусственного интеллекта, и создает основы для предпринимательства в данной области.
По мнению эксперта, наиболее быстрым и эффективным способом синергетической интеграции экономик пяти стран региона Центральной Азии должна стать разработка инструментов и различных механизмов цифровой интеграции. При этом Нургали Рахманов особо отмечает лидерство Казахстана в регионе по цифровизации государственного управления.
– Правительство Казахстана вложило много усилий и ресурсов в разработку системы электронных закупок, улучшение законодательства, цифровизацию процесса закупок и улучшение публикации данных. Все процедуры проводятся в электронном формате, и на портале государственных закупок доступна обширная информация. Он включает модули электронного планирования, электронных закупок, электронного контрактования, электронной реализации, электронных платежей и охватывает весь цикл закупок, – констатирует он.
Эксперт особо отмечает большую работу акимата Алматы по цифровизации города, который стал организатором и принимающей стороной различных важных форумов по цифровизации,как отечественных, так и международных.
– В Алматы создано новое Управление цифровизации. В рамках реализации государственной программы «Цифровой Казахстан» новое структурное подразделение занимается внедрением проектов «умного города», автоматизацией государственных услуг, управлением данными и созданием условий для развития IТ-технологий. Учитывая серьезный кадровый потенциал Алматы, ожидаем, что мегаполис будет новатором и лидером цифровой трансформации в «умный город» в нашей стране, – подчеркивает он.
По его мнению, реформирование страны в сторону создания полноценной либеральной демократии со свободной рыночной экономикой – очень непростая задача для высшего политического руководства любого государства. Но, как видно на примере успехов Казахстана по демократизации, свидетелями которых мы стали, при наличии высшей политической воли и инструментов цифровизации, реформы и прогрессивная модернизация реально осуществимы в стране, которая несет в себе наследие тоталитарного режима.
Автор Куляш ТУРГАЗИЕВА
Статья опубликована в №137 от 16.11.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Умный город»