В последнее время сектор автомобилестроения РК бьет рекорды: за первое полугодие производство в стоимостном выражении составило уже 847,5 млрд, против 507,8 млрд тенге в аналогичном периоде прошлого года. Рост физического объема выпуска в реальном выражении достиг колоссальных 40,1%. Для сравнения: реальный рост в целом в сфере машиностроения по итогам первого полугодия составил 28,8%, в перерабатывающей промышленности – 3,5%, а во всем промсекторе Казахстана – 3,8%. Таким образом, автомобилестроение остается ключевым драйвером машиностроения и мощной точкой роста промышленности РК в целом.
Доля автопрома от машиностроения достигла уже 45,4%, против 37,5% годом ранее. В свою очередь, сектор машиностроения за счет автомобилестроения занимает уже 17,6% от всего промпроизводства в секторе обрабатывающей промышленности, против 13,7% год назад.
Для справки специалисты приводят статистику: за январь-декабрь 2022 года доля автопрома в отрасли машиностроения составляла 38,6%. По итогам 2022 года производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов впервые в истории современного Казахстана заметно перешло в стоимостном выражении триллионный рубеж, составив 1,2 трлн тенге.
В региональном разрезе по итогам января-мая текущего года почти 55% выпуска в сфере автомобилестроения пришлось на Костанайскую область: это уже 365,1 млрд, против 206,2 млрд тенге годом ранее.
Еще 35,4% пришлось на Алматы, где объемы выпуска за пять месяцев составили 237,5 млрд, против 161,9 млрд тенге годом ранее.
Кроме того, 4% обеспечила Абайская область, 2,8% – Карагандинская, 2,7% – Акмолинская. На прочие регионы пришлось около 0,5% выпуска в секторе в стоимостном выражении.
За пять месяцев текущего года объемы выпуска по РК составили 670 млрд, против 404,2 млрд тенге годом ранее.
В натуральном выражении за январь-май 2023 года в РК произвели 58,5 тысячи единиц техники в секторе – на 43,9% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Из них легковых автомобилей выпустили 53,3 тысячи (плюс сразу 46,2% за год), грузового транспорта – 3,9 тысячи, автобусов – 791 единицу, прицепов и полуприцепов – 436 единиц, прочей специализированной техники – 136 единиц.
В разрезе предприятий, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), по итогам пяти месяцев 35,3 тысячи единиц техники (плюс 44,8% за год) было произведено в Костанае.
Алматинские предприятия выпустили 19,5 тысячи легковых автомобилей (плюс 41,2%), плюс 240 единиц техники. Абайская область отгрузила 1,6 тысячи единиц коммерческой техники (плюс 52%) плюс еще 224 единицы. В Кокшетау выпустили 410 грузовиков. Саранский завод выпустил 362 автобуса.
Среди самых популярных моделей (включая экспорт) лидируют Chevrolet Cobalt (8,4 тыс. ед.), Jac J7 (8 тыс. ед.), Hyundai Tucson (5,7 тыс. ед.), Kia Sportage (4,5 тыс. ед.), Hyundai Sonata (3,2 тыс. ед.) и Chevrolet Nexia (3 тыс. ед.).
По мнению специалистов, ключевые компании отрасли уверенно держат фокус на повышение показателей промпроизводства.
Автор Анастасия МАЛЫШЕВА
Статья опубликована в №88 от 25.07.2023 газеты «Вечерний Алматы» в рубрике «Триллионный рубеж пройден».