Новая страница в истории миграции казахского этноса является неотъемлемой частью этапа строительства государства и общества.
В Послании Президента Касым-Жомарта Токаева особое внимание уделено новой концепции миграционной политики. Указанная миграционная политика, проводимая руководством РК на протяжении последних трех десятилетий, является составной частью взаимосвязанных программ (экономические, административно-территориальные, демографические, социокультурные) глобального проекта строительства нашего уникального полиэтнического государства и нации. Такое мнение выразил в беседе с корреспондентом Vecher.kz доктор исторических наук и профессор КазНУ имени аль-Фараби Аманжол Калыш.
«Отметим, что императивы социально-экономического развития Казахстана актуализируют привлечение внешних демографических ресурсов для реализации стратегических геоэкономических проектов – национальных и международных, заполнение аграрной ниши для решения проблем продовольственной безопасности и ликвидации структурных диспропорций в распределении населения по различным регионам нашей республики», – сказал историк.
По мере развертывания процессов строительства государства и нации появляются принципиально новые проблемы, которые ставят серьезные вызовы перед наукой в республике, среди которых особое значение и звучание приобретают формирование новой идентичности и устойчивого функционирования казахстанского социума. Известно, что данный сложный процесс происходит как на фоне отъезда части казахстанцев, главным образом русскоязычного населения в страны ближнего и дальнего зарубежья, в первую очередь, на территорию Российской Федерации.
С другой стороны, убыль такого населения восполняется за счет процессов этнической репатриации казахов как части глобальных трансграничных перемещений населения в современных условиях, отмечает Аманжол Калыш. Новая страница в истории миграции казахского этноса является неотъемлемой частью этапа строительства государства и общества, отражает сложности и вызовы этого периода, степень готовности принимающей стороны и иммигрантов выработать механизмы согласования интересов и форм совместного существования при определяющей роли государственных структур.
Такой миграционный поток происходит с учетом прежде всего потребностей Республики Казахстан, и вследствие этого актуализируется необходимость определить, что представляет собой интеграция, её составные части и этапы, шкалы измерения/оценки степени интегрированности репатриантов в нашем принимающем обществе. Здесь же должны объективно учитываться типологизация репатриантов по странам происхождения и социальному капиталу, оценка моделей интеграции и поиски наиболее адекватной или гибкой модели интеграции, и разработка концептуальной основы для политики интеграции репатриантов как составной части миграционной политики нашей республики, – отмечает профессор.
«Во-вторых, в Послании Президента особое внимание обращено также на необходимость государственной поддержки переселенцев с юга на север Казахстана. Такой серьезный курс вызван влиянием миграционных трендов, присущих для северных областей, где наблюдается значительный отток русско-украинского и пр. европейского населения. В этой связи необходимо восполнить убыль такого населения не только за счет процессов этнической репатриации казахов, но и избыточного населения южного региона республики», – считает доктор исторических наук.
По мнению спикера, сюда же наслаивается проблема скрытой безработицы, преимущественно аграрного населения. Такая миграционная политика, осуществляемая в Казахстане с момента достижения независимого развития, требует серьезного государственного подхода, выстраивания новой продуманной концепции, направленной на обеспечение не только экономической безопасности, но и социально-демографической, способствующей в конечном итоге полнокровному развитию всех регионов нашей полиэтнической республики.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!