Автоматизацию ключевых процессов в электроэнергетической отрасли намерены произвести в РК

Автоматизацию ключевых процессов в электроэнергетической отрасли намерены произвести в РК primeminister.kz

Развитие и цифровизация электроэнергетики становятся ключевыми факторами повышения эффективности производства, сообщает Vecher.kz

Заместитель Премьер-министра – министр искусственного интеллекта и цифрового развития РК Жаслан Мадиев на заседании Правительства доложил о проводимой работе по цифровизации электроэнергетической отрасли.

Он отметил, что развитие и цифровизация электроэнергетики становятся ключевыми факторами повышения эффективности производства, распределения и потребления электроэнергии. 

«В рамках поручения Главы государства, центральными государственными органами, в том числе министерством энергетики разработана и утверждена Карта цифровой трансформации сферы энергетики. Карта цифровой трансформации – это дорожная карта, которая описывает стратегические меры и этапы развития цифровых технологий в энергетическом комплексе», — отметил Жаслан Мадиев.

Вице-премьер подчеркнул, что цифровая трансформация направлена на внедрение интеллектуальных сетей (Smart Grid), цифровых двойников, систем мониторинга и предиктивной диагностики, использование искусственного интеллекта для прогнозирования спроса, оптимизацию генерации и управление сетью. 

В настоящее время в сфере энергетики оказывается 43 государственные услуги. 99% предоставляются в онлайн формате. К 2027 году планируется охватить не менее 50% объектов электро- и теплоснабжения цифровым мониторингом и обеспечить автоматизацию ключевых процессов отрасли. 

В рамках цифровой трансформации была проведена работа по реинжинирингу бизнес-процессов сферы энергетики, а именно, по утверждению предельного тарифа на электроэнергию. 

Отмечено, что в деятельности энергопроизводящих организаций выявлены следующие проблемы: длительные процедуры проверки документации и затяжные сроки согласования тарифов, отсутствие цифрового учета расходов, недостаток актуальной информации о техническом состоянии оборудования, а также необходимость ручного ввода значительных объемов данных. Дополнительно установлено, что энергопроизводящие организаций не располагают информацией о планируемых ремонтных работах в других организациях, что снижает эффективность координации и планирования. Внедрение предлагаемых мероприятий направлено на обеспечение онлайн-подачи заявок и учета технических работ, повышение доступности данных, необходимых для планирования ремонтных мероприятий, сокращение времени, затрачиваемого на проведение расчетов, а также на снижение сроков подачи заявок на утверждение предельного тарифа. Эффекты от цифровой трансформации выразились в существенной оптимизации процессов: сокращение количества шагов на 59% привело к снижению бюрократической нагрузки, а средний уровень улучшения на 56% обеспечил сокращение административной нагрузки. 

Вице-премьер добавил, что внедрение искусственного интеллекта в сферу электроэнергетики становится одним из ведущих направлений цифровой трансформации отрасли. Благодаря искусственному интеллекту обеспечивается повышение точности диагностики, улучшение сетей управления и повышение надежности энергоснабжения. В сфере энергообъектов, таких как линии электропередачи (ЛЭП), осмотр выполняется с участием сотрудников, вся документация обрабатывается вручную, что затрудняет своевременное выявление дефектов. В качестве решения предложена система дефектоскопии с применением искусственного интеллекта, которая автоматически распознает дефекты по медиаконтенту с точностью до 98% (такие как трещины, сколы, загрязнения, нарушения креплений и т.д.). Система формирует цифрового двойника энергосети с отображением технических проблем в геоинформационной системе. Это позволяет снизить риски для жизни сотрудников, сократить количество аварийных отключений, снизить потери энергии и повысить надежность всей энергосистемы. 

В теплоэнергетике существует проблема изношенности теплосетей, которая требует значительных затрат на реконструкцию. В настоящее время решения принимаются на основе аварийности и нормативного износа, данные обрабатываются вручную. 

«Нами по результатам реинжиниринга предлагается внедрение роботизированного комплекса с ультразвуковой внутритрубной диагностикой и автоматизированной обработкой данных с применением искусственного интеллекта. Это позволяет сократить бюджет и сократить время ремонта при расчете точного определения объема работ, снизить аварийность за счет прогнозной модели и уменьшить дискомфорт для населения. В конечном итоге, применение искусственного интеллекта в электроэнергетике обеспечивает безопасность, надежность и экономическую эффективность отрасли, что является необходимым шагом на пути цифровизации и развития», — подчеркнул Жаслан Мадиев.

По данным ведомства, в экосистеме Astana Hub активно развиваются стартапы в сфере электроэнергетики. Компании разрабатывают системы для мониторинга, управления и анализа данных на энергетических предприятиях, занимаются производством промышленных контроллеров для мониторинга качества электроэнергии и энергосбережения, а также создают различные решения и сервисы. 

По итогам 2024 года компании в этом направлении заработали более 1,8 млрд тенге, а совокупный доход за все время превысил 3,8 млрд тенге. Благодаря этому в отрасли было создано свыше 400 рабочих мест. 

Одним из резидентов Astana HUB является Компания «FACEPLATE», которая предоставляет Интеллектуальную платформу для сбора, обработки и анализа данных в режиме реального времени на энергетических предприятиях. Платформа позволила сократить операционные и эксплуатационные расходы пользователям на $1,3 млн. По группе компании KEGOC Платформа позволила сэкономить $1,6 млн за счет снижения потерь. 

Мировой опыт показывает, что цифровизация электроэнергетики дает большие преимущества. В Нидерландах внедрена интеллектуальная энергетическая система с цифровым управлением, благодаря которой общий объем потребления электроэнергии снижается примерно на 15%. В Китае Компания China Energy Investment Corp запускает первую в мире крупномасштабную модель ИИ для генерации электроэнергии, которая повысит точность прогнозирования производства электроэнергии. В США используется Система дефектоскопии энергообъектов, использующая ИИ. 

В целом искусственный интеллект и машинное обучение, цифровые платформы управления энергией, интеллектуальные счетчики и глубокие системы управления сетями с автоматизацией и анализом данных играют решающую роль в развитии электроэнергетики и ее цифровизации. Эти технологии позволяют более эффективно контролировать и прогнозировать потребление энергии, оптимизировать ситуацию и снижать потери при передаче. 

В конечном итоге их применение обеспечивает повышение надежности энергосистемы, сокращение затрат на потребление и снижение общего уровня потребления энергии, что ведет к более устойчивому и экономичному функционированию отрасли в условиях цифровой экономики.

В настоящее время внедряются современные цифровые технологии, обеспечение прозрачности учета энергоресурсов, эффективный мониторинг состояния энергосетей и сокращение бюрократических процессов. Казахстанские ИТ-компании создают инновационные решения, направленные на повышение эффективности производства и распределения электроэнергии, а также на оптимизацию управления энергетической инфраструктурой. 

«Для дальнейшего развития отрасли необходимо: внедрять комплексные цифровые платформы и экосистемы, объединяющие генерацию, передачу электроэнергии с использованием ИИ и больших данных для оптимизации управления и повышения эффективности; развивать системы интеллектуальных сетей (Smart Grid) и коммерческого учета с целью улучшения качества обслуживания, сокращения потерь энергоресурсов и повышения прозрачности тарифной политики; - активно применять беспилотные технологии и дроны с ИИ для дефектоскопии ЛЭП, что снижает аварийность и затраты на техническое обслуживание», — отметил Жаслан Мадиев.

В итоге, по его словам, комплексная цифровизация электроэнергетики и использование передовых технологий позволят повысить надежность энергоснабжения, снизить потери энергии и повысить качество услуг для потребителей.

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

18:28

18:00

17:46

17:31

17:31

17:21

17:13

17:02

16:51

16:42

16:33

16:25

16:11

15:53

15:35

15:11

14:49

14:30

14:12

13:50

13:29

13:11

12:53

12:37

12:27