Безопасность на высоте: почему лифты капризничают?

Безопасность на высоте: почему лифты капризничают?

Президент Национальной ассоциации лифтовиков Казахстана Ержан Игибаев рассказал о правилах эксплуатации лифтов и недобросовестных подрядчиках.


По информации эксперта, в Алматы эксплуатируется порядка 12 тысяч лифтов, в жилом фонде насчитывается около 6300 лифтов. Из них на начало года было 300 лифтов с истекшим нормативным сроком эксплуатации. В настоящее время до конца года осталось заменить порядка 20 лифтов, которые требуют модернизации.




Стандарты для лифтов


В Казахстане действует технический регламент Таможенного союза 011/2011, который устанавливает требования к лифтам и к устройствам безопасности лифтов для защиты жизни и здоровья человека. Также действуют Правила обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов. 


– Одним из немаловажных документов является Национальный стандарт СТ РК 3305-2018 «Лифты, эскалаторы, траволаторы и подъемники для лиц с ограниченными возможностями. Требования к поставке, монтажу и эксплуатации». У нас в стране действуют три производителя лифтового оборудования в Акмолинской области, Алматы и в городе Талгар Алматинской области, – уточнил Ержан Игибаев.


Нормативный срок эксплуатации лифтов – 25 лет, после этого они подлежат полной замене либо модернизации. Обычно заводская гарантия лифтов действует один год, но если компания-поставщик или производитель лифтового оборудования соответствует Национальному стандарту СТ РК 3305-2018, то гарантия на их продукцию должна составлять три года.


Как правило, в жилом фонде используются пассажирские, а также грузопассажирские лифты. В новых жилых комплексах сейчас устанавливают два лифта – пассажирский и грузопассажирский для перевозки малогабаритных грузов. В медицинских учреждениях используют специальные медицинские лифты, которые имеют определенные требования для транспортировки лежачих больных. 


При правильной эксплуатации и должном обслуживании лифт – безопасное техническое устройство. Современные системы оснащены такими механизмами безопасностями, которые практически сводят к нулю возможность срыва кабины лифта, а также позволяют максимально смягчить силу удара для наименьшего ущерба жизни. 


– Кроме того, существует система экстренного торможения и огромные пружины внизу не позволяют кабине со всей мощью разбиться о дно шахты. На самом деле шансов оказаться в падающем лифте гораздо меньше, чем столкнуться с другими опасностями. Чаще всего травмы происходят, когда человек шагает в пустую шахту лифта, а также при несчастных случаях, когда человек, застрявший в лифте, пытается самостоятельно выбраться из кабины, не дожидаясь приезда специальной аварийной службы, – рассказал эксперт.




За чей счет ремонт


Средняя стоимость лифта на 9 этажей вместе с монтажом составляет 14-16 миллионов тенге, в зависимости от грузоподъемности. Платит за установку лифта сам застройщик – он выбирает марку, а специализированная аттестованная монтажная организация его устанавливает.


– Текущий ремонт лифтов в процессе эксплуатации осуществляется за счет средств жителей. Процедура следующая – обслуживающая лифтовая компания составляет дефектный акт, после чего направляет акт председателю ОСИ или КСК. В свою очередь председатель выделяет деньги на ремонт и закуп необходимого оборудования, если оно вышло из строя. Поскольку лифт является техническим устройством, в нем предусмотрены расходные комплектующие – вкладыши, башмаки, тросы и так далее. Замена их в результате износа лежит на жителях, – подчеркнул Ержан Игибаев.


В советское время была отдельная профессия – лифтер, он жил в этом доме. В его квартире находилось спецоборудование, которое показывало поломку лифта и на каком этаже застрял лифт. 


– Именно он занимался эвакуацией в случае остановки лифта. Сейчас этой профессии нет. Как правило, в больших жилых комплексах есть диспетчерская служба, а в малых жилых комплексах этим занимается аварийная служба, которая обслуживает этот лифт. В каждой кабине лифта обязательно должны быть контакты аварийной лифтовой службы, наименование обслуживающей компании, – отметил спикер.


Ремонтом и обслуживанием лифтов должна заниматься специализированная лифтовая компания, которая имеет аттестат в области промышленной безопасности, а также свидетельство о соответствии национальному стандарту СТ РК 3305-2018. В этих компаниях ремонтом лифта занимается электромеханик, который отдельным приказом закрепляется ответственным.




На что обратить внимание при работе лифта


Как отметил специалист, в первую очередь при эксплуатации лифта необходимо обратить внимание на наличие его паспорта и отметки в нем постановки на учет по установке опасных, технических устройств, которым занимается Управление жилищной политики Алматы. Кроме того, необходимо обратить внимание на отметки о проведении обязательного ежегодного освидетельствования лифта.


– Если при поднятии или спуске лифта слышны посторонние звуки, чувствуется вибрация и происходят частые сбои при движении – это говорит о его ненадлежащей работе. В этом случае жильцам необходимо незамедлительно обратиться в обслуживающую лифтовую компанию лично или через председателя ОСИ или КСК и отправить заявку на осмотр. Сервисная служба должна выехать на объект и проверить лифт, – рассказывает Ержан Игибаев.


Обслуживающая компания обязана производить технический осмотр лифтов один раз в месяц, один раз в квартал и полное освидетельствование один раз в год.


При действиях вандалов необходимо обращаться в правоохранительные органы. Как правило, сейчас камеры видеонаблюдения устанавливаются во всех лифтах, что удобно для безопасности жителей. Записи камеры хранятся на сервере КСК или ОСИ.




Рекомендации от эксперта


Также Ержан Игибаев рассказал, что в настоящее время в лифтовой отрасли наблюдается негативная тенденция: застройщики, гонясь за низкой ценой на рынке лифтовых услуг, прибегают к услугам сомнительных компаний, которые не имеют аттестата в области промышленной безопасности. 


– Вместе с тем, как правило, такие компании не имеют средств индивидуальной защиты, поясов безопасности, не пользуются «линией жизни», что необходимо для работы на высоте. Отсюда у нас в Казахстане четыре трагических случая за два последних года, в результате которых при установке лифта погибли монтажники. Несомненно, что основная ответственность в таких случаях лежит также на монтажной компании, которая априори без вышеперечисленного не должна была этим заниматься. Еще одна актуальная проблема, которую мы сейчас наблюдаем, когда некоторые строительные компании самостоятельно закупают лифты неизвестных и непроверенных брендов – потом при монтаже и наладке начинаются такие проблемы, как неполная комплектация, отсутствие обученных специалистов по ее наладке. Такие лифты после истечения гарантийного срока быстро выходят из строя. Найти потом запчасти к ним очень сложно и приходится импровизировать, устанавливая в такие лифты запчасти других брендов. Раньше застройщики стремились поставить качественное оборудование известных лифтовых брендов, сейчас, как мы видим, качество уходит на второй план по отношению к низкой стоимости. Лифты являются опасным техническим устройством и экономить на их стоимости нельзя, – подчеркнул эксперт.


По информации Национальной ассо­циации лифтовиков Казахстана, жители домов через общее собрание имеют право самостоятельно выбирать поставщика лифтовых услуг.


– Главное, обращайте внимание на наличие у сервисной компании аттестата в области промышленной безопасности на обслуживание лифта, свидетельства о соответствии национальному стандарту СТ  3305-2018. Не поддавайтесь на манипуляции сомнительных лифтовых компаний, которые предлагают низкие цены, проверяйте их опыт работы на рынке, отзывы жителей обслуживаемых ими домов. Мы как отраслевая ассоциация настоятельно рекомендуем для обеспечения безопасности привлекать к работе и услугам только аттестованные компании, соответствующие национальному стандарту СТ РК 3305-2018 – говорит Ержан Игибаев.


В случае возникновения спорных вопросов, ненадлежащей работы лифтового оборудования, сомнения в лифтовой компании можно обратиться с письменным обращением в Национальную ассоциацию лифтовиков Казахстана по адресу: ул. Сагадата Нурмагамбетова, 162. 




Что делать, если человек застрял в лифте


Главное – не паниковать, а также не предпринимать попытки самостоятельно выбраться из лифта. По статистике, это одна из распространенных причин смерти. Дело в том, что лифт в любой момент может продолжить свое движение. Также нельзя выламывать двери лифта, чтобы выбраться из него. Вас в любом случае эвакуируют, а потом придется возмещать материальный ущерб за порчу оборудования.    


Если вы застряли в кабине лифта, нужно нажать кнопку диспетчерской связи, если она отсутствует, то позвонить по указанным номерам обслуживающей лифтовой компании, сообщить оператору адрес и дождаться приезда специалистов аварийной службы лифтовой компании. Если их телефон не доступен либо отключен, нужно вызывать службу спасения 109. 


Статья опубликована в  №147, от 13.12.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Безопасность на высоте".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

16:49

16:14

15:42

15:04

14:25

13:57

13:24

12:52

12:23

11:51

11:17

10:39

10:02

18:05

17:44

17:32

17:03

16:38

16:02

15:24

14:47

14:15

13:41

13:08

12:35