Текущие проблемы теплоэнергетики сводятся к поддержанию действующей системы теплоснабжения на оптимальном уровне.
Алия Мамурбекова, начальник отдела перспективного проектирования АО «Институт «КазНИПИ Энергопром», являющегося разработчика Генерального плана, затронула проблемные вопросы действующей системы теплоснабжения г. Алматы, сообщает Vecher.kz.
По словам Алии Мамурбековой, действующая система теплоснабжения г. Алматы по состоянию на 01.01.2021 г. представлена двумя основными направлениями:
- система централизованного теплоснабжения (СЦТ) – на базе теплофикации (комбинированная выработка электро– и теплоэнергии) от теплоисточников АО «АлЭС»: ТЭЦ–1, ТЭЦ–2, ЗТК; на базе отпуска тепла от крупных котельных ТОО «АТКЭ»: РКО (Орбита), ЮРК (Южная), ЮВРК (Юго–Восточная), Аккент, Кокжиек, Премьера, Международный аэропорт Алматы, СВК, Жас Канат;
- система децентрализованного теплоснабжения (СДЦТ) – от индивидуальных источников тепла: около 100 промышленных, 75 коммунальных ТОО «АТКЭ» и 120 городских коммунальных котельных, автономные системы отопления, отопительные печи.
Система централизованного теплоснабжения
В настоящее время услуги по теплоснабжению потребителей в системе централизованного теплоснабжения г. Алматы оказывают три основных поставщика:
АО «Алматинские Электрические Станции» (АО «АлЭС») – энергопроизводящая организация, осуществляющая деятельность по производству тепла и электроэнергии в г. Алматы и Алматинской области. АО «АлЭС» обеспечивает электроэнергией и теплом население и промышленные предприятия.
ТОО «Алматытеплокоммунэнерго» (ТОО «АТКЭ»), осуществляющее производство тепловой энергии в виде горячей воды и пара в котельных.
ТОО «Алматинские тепловые сети» (ТОО «АлТС»), осуществляющие передачу и распределение тепловой энергии потребителям, и все сопутствующие виды работ и услуг по транспортировке, а также реализации тепла и горячей воды в зоне ЦТ г. Алматы.
Прирост тепловой нагрузки в г. Алматы по прогнозам специалистов составит:
в период 2020–2030 гг. – 1064 Гкал/ч: в т.ч.
- малоэтажной жилой застройки – 185 Гкал/ч;
- многоэтажной жилой застройки – 594 Гкал/ч;
- общественной застройки – 655 Гкал/ч.
В период 2031–2040 гг. – 1088 Гкал/ч: в т.ч.
- малоэтажной жилой застройки – 10 Гкал/ч;
- многоэтажной жилой застройки – 877 Гкал/ч;
- общественной застройки – 201 Гкал/ч.
Суммарный прирост тепловой нагрузки жилой и общественной застройки г. Алматы в период до 2040 г. составит 2152 Гкал/ч, в том числе:
- малоэтажной жилой застройки – 175 Гкал/ч (7%);
- многоэтажной жилой застройки – 1471 Гкал/ч (59%);
- общественной застройки – 856 Гкал/ч (34%).
По словам спикера, теплоэнергетика – отрасль с высокими нормативными потерями – остается последним крупным сектором экономики страны, за счет которого можно оптимизировать и энергоемкость, и сократить выбросы CO2, способствуя выполнению национальных обязательств по Парижскому соглашению.
«Как и любая отрасль, одновременно и зарегулированная, и с большим присутствием государства в качестве собственника, казахстанская теплоэнергетика не могла похвастаться высокими показателями эффективности. Государство поддерживало низкую эффективность из–за высокой социальной значимости продукта – тепла», – отметила специалист.
Она подчеркнула, что около 70% городских жителей страны подключены к централизованному теплоснабжению (СЦТ). Однако большая часть используемых систем отопления находится в эксплуатации уже по 20–40 лет и давно не отвечает современным стандартам энергоэффективности.
Доля ветхих и нуждающихся в ремонте теплосетей города Алматы в разрезе регионов республики самая высокая – 56,1% (доля в северных регионах находится в диапазоне 10–40%), а износ оборудования котельных города составляет – 63,1%.
«Накопленный в отрасли износ превышает 50%, инвестиции как из местного бюджета так и республиканского позволили незначительно сократить износ в отрасли, однако другие технические проблемы, такие как высокие потери тепла в сетях до 30%, проблемы с гидравлическим режимом теплосетей, теплоизоляцией линий, несоблюдением температурных графиков, низкий уровень автоматизации на настоящее время окончательно не решен», – сообщила Алия Мамурбекова.
По ее словам, главной проблемой экономического блока признается то, что утверждаемая тарифная система субъектов естественных монополий не обеспечивает инвестиционную привлекательность отрасли, не полностью покрывает затраты субъектов и не учитывает необходимую доходность инвестиций. В тарифах нет ставки за резерв мощности, а также не выделяются затраты за учет теплоэнергии и теплоносителя. Это и делает предприятия отрасли убыточными либо с нестабильным денежным потоком. Отрасль глубоко дотационная – капитальные затраты финансируются либо напрямую за счет бюджета, либо за счет льготных кредитов.
«Вышедший летом 2021 года Закон, регулирующий деятельность в области теплоэнергетики, позитивно повлияет на повышение надежности систему централизованного теплоснабжения, росте инвестпривлекательности отрасли, повышения энергоэффективности, снижения уровня вредных выбросов в атмосферу, расширения применения возобновляемых источников энергии и другом», – сказала спикер.
Она отметила, что Казахстан и город Алматы в частности, остается страной ТЭЦ и котельных, больших тепловых магистралей, а переход к распределенному потреблению выглядит как далекая перспектива с учетом ограничений по газификации.
«Пример: в 2017 году был реализован проект перевода ТЭЦ–1 с угольного топлива на газ. Реализация этого проекта позволила заметно снизить объем вредных выбросов в окружающую среду. При этом удалось обнулить золошлаковые отходы, которые образовывались при сгорании угля для производства электроэнергии и тепла на ТЭЦ. Однако перевод на газ не решил проблем ТЭЦ–1, связанных с физическим старением основного оборудования. Учитывая значимость ТЭЦ–1, как для стабильной работы энергосистемы города Алматы, так и для централизованного теплоснабжения в центральной и восточной части города, а также роль инфраструктуры ТЭЦ–1 по перераспределению электрический и тепловой энергии, необходима реконструкция и модернизация ТЭЦ», – подчеркнула представитель «КазНИПИ Энергопром».
По ее информации, в 2019–2020 гг. в связи с необходимостью улучшения экологической обстановки разработано ТЭО «Модернизации Алматинской ТЭЦ–2 с минимизацией воздействия на окружающую среду», было принято решение по строительству ПГУ на площадке Алматинской ТЭЦ–2.
Перевод ТЭЦ–2 на сжигание природного газа со строительством ГТ–ТЭЦ является одним из эффективных путей снижения выбросов вредных веществ в атмосферу и улучшения качества воздуха в зоне влияния станции. При переводе станции на газ практически прекращается загрязнение атмосферы выбросами золы угольной, диоксида серы и золы мазутной. Сокращается также загрязнение атмосферы окислами азота и углерода, уменьшаются выбросы парниковых газов. При переводе ТЭЦ–2 на сжигание природного газа годовое количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу сократится на 80%.
«Однако, для обеспечения принятых решений по минимизации воздействия на окружающую среду и выдаче планового и планируемого тепла необходимо строительство обратного трубопровода Ду1000 и реконструкция существующих подающих трубопроводов Ду800 плюс Ду1000 с заменой их на Ду1000 плюс Ду1000. Что это позволит? Обеспечить в течение заданного времени требуемые режимы, параметры и качество теплоснабжения, а так же вероятность безотказной работы по действующим нормам и правилам (достаточность установленной мощности теплоисточников и тепломагистралей). И так по всем объектам теплоэнергетики Алматы», – подытожила спикер.
Текущие проблемы теплоэнергетики сводятся к поддержанию действующей системы теплоснабжения на оптимальном уровне.
В этих условиях важнейшей регуляторной задачей становится обеспечение условий для модернизации отрасли с тем, чтобы она могла удовлетворять растущий спрос, и превращение теплоэнергетики в бизнес, пускай и жестко регулируемый.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram–канал!