– После долгого перерыва редакция газеты «Вечерний Алматы» возобновила проведение круглых столов – это формат, позволяющий горожанам при нашем посредничестве получать ответы и разъяснения от представителей муниципальных органов Алматы на самые злободневные темы.
Поскольку сентябрь в большей степени ассоциируется с началом учебного года, первый после перерыва круглый стол был посвящен ответам на вопросы по школьному образованию и всему, с ним связанному. По завершении мероприятия медиахолдингом Alatay Aqparat и Управлением образования города заключен меморандум о сотрудничестве и совместной деятельности. Цель – установление и укрепление партнерских отношений, а также развитие долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного сотрудничества сторон, осуществление совместной деятельности в области повышения качества образования школьников, реализации общереспубликанского проекта «Читающая школа – читающая нация». В настоящий момент в рамках заключенного меморандума ведется подготовка и реализация совместных проектов, направленных на усиление просветительской и воспитательной работы среди подростков, будущих выпускников школ и колледжей, оказание помощи алматинским школьникам в профессиональном ориентировании, выборе жизненных стратегий, социализации, формировании успешных личностей, достигающих успеха в современном обществе.
Но вернемся к круглому столу. На вопросы читателей ответили руководитель отдела «Воспитательная работа» городского Научно-методического центра новых технологий в образовании Управления образования Алматы Роза Акмагамбетова и начальник отдела ювенальной полиции Управления местной полицейской службы ДП Алматы подполковник полиции Жанна Шонжанова.
Роза Акмагамбетова:
– Разрешите всех поздравить с началом нового учебного года. В этом году в Алматы по поручению акима города запустили проект «Школьный автобус». Для его реализации город из бюджетных средств закупил 100 специальных автобусов Golden Dragon, собранных на казахстанских заводах. Своим дизайном они напоминают классические школьные автобусы, оснащенные всем небходимым: удобными креслами, ремнями безопасности, подъемниками для детей с особыми образовательными потребностями, отделениями для рюкзаков, камерами и даже зарядными устройствами для гаджетов. В данный момент автобусы обслуживают 30 школ, где имеется большое количество учеников, проживающих отдаленно от места учебы. Для школьников и их родителей это безопасный и комфортный способ добраться из дома до школы и обратно. Разработаны детальные маршруты, чтобы охватить детей, нуждающихся в подвозе к школе. Также хочется подчеркнуть, что для учеников с первого по четвертый класс в школах города организовано бесплатное горячее питание.
Великий Абай говорил: «Когда разум, мужество, сердце – едины, тогда вы будете совершенны и с пользой послужите стране». И в этом году по республике, а также в организациях образования Алматы реализуется единая программа воспитания «Біртұтас тәрбие», которая основывается на формировании трех ценностей: национальный интерес, совесть и стремление. «Вопрос воспитания состоит в том, чтобы направлять потребности и действия человека в правильном направлении и порядке, а также восстанавливать отношения между людьми. Воспитание ведет человека к осознанию истины, добродетели, искусства в жизни. Воспитание – это основа знаний», – писал Жусипбек Аймауытов. Мы говорим о традициях, духовности, устоях казахстанского народа, и сейчас наша задача – развивать это у молодого поколения. Мы хотим донести до школьников, что нужно бережно относиться к национальному наследию, закреплять государственность Казахстана, служить национальным интересам своей Родины.
Михаил И.:
– Как сейчас организуется послешкольный досуг учеников? В мое время мы играли на барабанах, маршировали, а еще собирали макулатуру, затем сдавали ее. Сейчас что-то подобное проводится? Есть ли у школьников возможность посещать бесплатные кружки?
Р.А.:
– Очень хороший вопрос, спасибо! Действительно, акимат Алматы, Управление образования разрабатывали несколько проектов, для того чтобы досуг детей был занят посещением необходимых учреждений для развития способностей и возможностей каждого ребенка. Сейчас работает 17 государственных организаций дополнительного образования: Дворец школьников, семь домов школьника, которые находятся в различных районах, восемь музыкальных школ и одна школа искусств. С прошлого года акимат внедряет систему государственного заказа на организацию услуг по дополнительному образованию учащихся. В прошлом году работало 55 организаций, в этом году их 86. Школьники могут посещать шахматы, национальные виды искусства, различные творческие и спортивные кружки.
Будущее выбирается сейчас
Манарбек Б.:
– Все существующие сегодня проблемы рынка труда – это недостаток квалифицированной рабочей силы в одних сферах и переизбыток в подготовке специалистов в других. С какого возраста нужно начинать проводить профориентационную работу? Некоторые ребята уходят в колледжи, ПТУ после 9-го класса и уже во время освоения специальности понимают, что пошли не по тому пути.
Р.А.:
– Вы совершенно верно это отметили, поэтому в организациях образования Алматы проводится реализация системы ранней профориентации детей для осознанного выбора будущей профессии.
Ранняя профессиональная ориентация направлена на изучение интересов и способностей каждого учащегося, ознакомление с миром профессии и правилами их выбора, а также на формирование осознанной мотивации в профессиональном будущем. Особое внимание на это было уделено руководителем Управления образования Алматы на встречах с выпускниками школ.
В онлайн- и офлайн-форматах проходят дни открытых дверей, проводится консультирование, посещение выпускниками различных производств и предприятий. При традиционной официальной поддержке акимата международной выставочной компанией «Атакент-Экспо» проводится ежегодная казахстанская международная выставка «Образование и карьера», когда предоставляется отличная возможность собрать информацию о требованиях к поступлению в ведущие вузы Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья, о центрах подготовки к сдаче экзаменов, курсах повышения квалификации языковых навыков, программах приобретения международного студенческого обмена.
В этом году состоялся широкоформатный профориентационный фестиваль «Дни современного образования в Алматы» – это уникальное мероприятие для выпускников школ и колледжей, а также для тех, кто задался вопросом, куда пойти учиться.
Карьерным центром Алматы в течение года проведена профориентационная работа среди школьников 9-11-х классов и студентов колледжей. С начала года охват составил более 15 тысяч учащихся. Консультации, тестирование и обсуждение результатов помогают молодым людям осознанно выбрать будущую профессию и в дальнейшем трудоустроиться. У нас проводятся совместные выездные семинары в каждой школе со старшеклассниками.
Мы стараемся идти в ногу со временем. В этом году городским научно-методическим центром новых технологий Управления образования будет реализован новый городской социальный проект «Профессия моей мечты», который стартует с 1 октября. Особенность его в том, что ребята представят свои презентации, в которых расскажут о том, кем хотят быть и почему. А через два-три года мы снова узнаем у них ответ на этот опрос и посмотрим, как изменились их взгляды.
Также проводится внедрение системы ранней профориентации путем разработки цифрового путеводителя по профессиям. В настоящее время методическим центром разрабатывается электронно-цифровая платформа для проведения профориентационной работы среди учеников выпускных классов, где обучающимся можно будет пройти профориентационное тестирование. В результате тестируемые получат интерпретацию с указанием склонности и интересам к тому или иному профессиональному направлению будущей трудовой деятельности, а также информацию по вузам и колледжам данного направления. Дополнительная информация о новых профессиях доступна на сайте Атлас новых профессий и компетенций Enbek.kz.
Школа – это друг
Анастасия:
– Я сама в прошлом педагог и хочу сказать, что школа – это не только учебная программа, воспитание и обучение являются взаимосвязанными процессами, дополняющими друг друга. Какая сейчас работа проводится в этом направлении?
Р.А.:
– Ежегодно проводятся широкомасштабные социальные проекты в рамках реализации алматинской региональной программы «Ел жастары». Так, в прошлом году совместно с акиматом, прокуратурой и ювенальной полицией прошел городской проект «Наше «НЕТ!» имеет значение». Кульминацией стал гала-концерт, в котором дети выступали со своими папами, мамами, отчимами, говоря «нет» агрессии, буллингу, жестокости, интернет-зависимости, наркомании, табакокурению и вейпам. Параллельно проходил мультиформатный проект «Мы и Основной закон страны», который стал продолжением выхода в свет методического пособия «Мы и Конституция РК».
В следующем месяце стартует проект «Профессия моей мечты». Также проводились такие инициативы, как «Доброта и милосердие – лучшие качества человечества», «Школа семейного воспитания», «Профилактика правонарушений среди подростков и детей» и другие, названия которых говорят сами за себя.
Например, по школе семейного воспитания был такой интересный случай, когда мама обратилась с проблемой: после развода она начала новую семейную жизнь, но дочь не принимала отчима. Ей посоветовали применить метод «домашнего чтения». В одной из комнат мама смастерила из одеял и других подручных материалов мини-юрту, в которой они с дочерью читали добрые поучительные сказки, обсуждали сюжет. Постепенно к чтению и диалогу стали приглашать отчима, так со временем контакт наладился.
Наши социальные проекты находят отражение во многих сферах жизни, не только в учебе. Допустим, проект «Айналайын» – для детей с особыми образовательными потребностями. Как-то на одном из выступлений мальчик, слепой с рождения, пел песню Григория Лепса и Валерия Меладзе «Обернись, я здесь!», и весь зал рукоплескал. Такие моменты оставляют добрый отпечаток в сердцах всех – и детей, и их родителей.
Дети разные нужны
Дильназ:
– Как школы справляются с трудными подростками и в какой момент подключается полиция?
Жанна Шонжанова:
– У нас до 2021 года существовал институт школьных инспекторов. Сейчас его переформатировали и перевели в категорию участковых инспекторов по делам несовершеннолетних, которые закрепляются за определенным административным участком. То есть если раньше один инспектор сидел в одной школе, то сейчас мы отошли от этого формата. На одном административном участке у одного инспектора может быть две школы и несколько колледжей. Проводится работа совместно с администрацией учебных заведений, классными руководителями, заместителями по воспитательной работе, психологами школ. Проводится масштабная совместная работа по раннему выявлению подростков, склонных к совершению правонарушений. То есть не постфактум, когда что-то уже случилось, а именно раннее выявление. Каждый классный руководитель знает своих учеников, кто на что способен, кто агрессивен, у кого какие семейные обстоятельства. Проводится тесное взаимодействие. Если выявляется такой ребенок, с ним работают школьные психологи, причем не только с учеником, но и его родителями. Создают определенные направления для коррекции его поведения. Ученика стараются привлечь в различные кружки, спортивные секции с учетом интересов ребенка, чтобы занять его свободное время.
Бывают неблагополучные семьи, когда родители не занимаются воспитанием, школьники систематически пропускают уроки. Такие случаи выявляем совместно со школами. Классный руководитель обращает внимание, кто приводит ребенка, в каком он виде (опрятный или нет), в каком состоянии (может, он спит на уроках) – если есть тревожные звоночки, сообщает школьному психологу и при необходимости школьному участковому инспектору. По сигналу инспектор может проверить семью по месту жительства.
Наша основная задача – защита прав и свобод, законных интересов самих несовершеннолетних от любых форм посягательства, выявление родителей, уклоняющихся от воспитания и обучения детей, взрослых лиц, вовлекающих детей в совершение правонарушений, выявление самих несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, систематическим самовольным уходам из дома, аутодеструктивному поведению. Также это выявление групп и их лидеров, которые проявляют агрессивное поведение, разобщение их и наставление на правильный путь.
Р.А.:
– Я хочу еще дополнить то, что вот уже несколько лет методический центр проводит для школьных психологов и педагогов курс «Стражники судьбы», когда педагоги могут определять по взгляду, интонации и другим тонким признакам, что у ребенка есть проблема: он чем-то встревожен, ему некомфортно, на него кто-то оказывает давление. Педагоги обучаются инструментам распознавания, а следовательно, возможности предотвратить ситуацию, суметь своевременно помочь ребенку, даже если он за этой помощью не обращается.
Еще одной возможностью неофициального общения для решения вопросов стало функционирование «родительских гостиных» в организациях образования. Когда в уютной атмосфере за чашкой чая проводятся беседы с родителями, создаются условия для откровенного разговора, чтобы решить ту или иную семейную ситуацию, выслушать, посоветовать, помочь, поддержать. Задача – уметь выслушать родителя, не дать ему сорваться на ребенке. Также и со школьником – если у него есть какие-то претензии, чтобы он мог рассказать и понять пути решения ситуации.
Также в этом году в Алматы открываются центры психолого-педагогической поддержки родителей по инициативе Министерства просвещения РК. Сейчас у нас на базе Национального института гармоничного развития человека проходит обучение около 600 педагогов тому, как оказать поддержку, проводить беседу, и другим приемам психологического сопровождения.
Сергей:
– Сын старшеклассник, характер у него непростой. Учителя грозятся, что поставят его на учет. Разъясните, пожалуйста, за какие действия несовершеннолетнего могут поставить на учет? Как это может отразится на его жизни в будущем?
Ж.Ш.:
– Хорошо, что родители интересуются такими вопросами. Вообще у нас есть два вида учета: внутришкольный, который не отражается в базах полиции, и учет органов внутренних дел. На такой учет ставятся в первую очередь несовершеннолетние, которые совершили уголовное правонарушение. В рамках досудебного расследования ребенок состоит на учете как несовершеннолетний, к которому приняты меры, не связанные с изоляцией. То есть он отпускается под ответственность родителей и подписку о невыезде. Если уголовное дело прекращается в связи с примирением сторон, незначительным ущербом или другим причинам, то ребенок все равно будет стоять на учете в течение года. Ежемесячно он будет наблюдаться по месту жительства. Также по месту учебы каждые три месяца будет составляться характеристика с рассмотрением материалов на комиссии по делам несовершеннолетних. Все эти меры для того, чтобы ребенок повторно не совершил правонарушение.
На учет ставится несовершеннолетний, если он систематически самовольно уходит из дома (два и более раз), а также за злостное уклонение от получения образования.
Снять с учета заблаговременно могут по ходатайству организации образования, если в течение полугода ситуация исправилась.
Зачастую причина совершения правонарушения кроется в бесконтрольности родителей, правовой неграмотности самих подростков. Бывают случаи вовлечения несовершеннолетних в преступные дела взрослыми, когда они, к примеру, убеждают, что несовершеннолетнего не посадят и он может совершать противозаконные поступки безнаказанно. Поэтому нами проводится большая работа по повышению правовой грамотности несовершеннолетних. Инспекторы разъясняют старшеклассникам меры административного и уголовного законодательства, какая ответственность предусмотрена за определенные действия.
Сергей:
– А есть ли спецшколы для трудных детей, склонных к криминалу?
Ж.Ш.:
– Да, бывают дети, трудно подлежащие профилактике, воспитанию, с которыми родители уже не справляются. Такие дети помещаются по решению суда в специальную организацию образования от одного месяца до года. Это закрытая школа, которая имеется в Алматы. Вообще по Казахстану их пять.
Отрадно, что сейчас таких детей стало намного меньше, у нас идет тенденция к снижению правонарушений среди школьников. Я считаю, что этому способствует большая профилактическая работа, которая дает свои плоды.
Прогресс безопасности
Кайрат:
– Друг моего сына постоянно зовет его вечерами в компьютерный клуб. Иногда теряют счет времени и засиживаются допоздна. Им по 14 лет, еще школьники. В таких ситуациях, если подросток попался в клубе в неположенное время без сопровождения взрослых, – какие дальнейшие действия полиции? Будут ли предприниматься какие-то административные меры к родителям?
Ж.Ш.:
– Конечно, такие меры принимаются. Есть статья 132 Кодекса РК об административных правонарушениях о допущении нахождения несовершеннолетних в развлекательных заведениях в ночное время, после 22.00, без сопровождения законных представителей. Предусмотрен административный штраф в первую очередь в отношении владельца заведения, причем если эти нарушения будут зафиксированы в течение года повторно, он получит не только штраф, но и может лишиться лицензии на занятие данной деятельностью, а также в отношении родителей в соответствии с частью 1 статьи 442 за допущение нахождения детей без сопровождения в развлекательном заведении после 22.00. Это касается не только компьютерных клубов, но и ресторанов, баров и так далее. Есть отдельная статья о нахождении несовершеннолетних вне жилища после 23.00 без сопровождения родителей. Даже если ребята будут сидеть на скамейке возле подъезда – все равно они подпадают под данную статью. В данном случае также к ответственности привлекаются родители. Если в первый раз, то в виде предупреждения, но если случай повторится – будет наложен уже административный штраф.
Наргиз А.:
– В случае какой-то проблемы далеко не каждый подросток решится обратиться к человеку в форме, пожаловаться учителю, да и родителям порой не расскажет. Несколько лет назад в школах города внедряли так называемые ящики доверия. С их помощью ученик мог оставить анонимное сообщение о том, что его кто-то задирает, провоцирует и так далее. Сейчас такие ящики существуют?
Ж.Ш.:
– Да, ящики доверия по-прежнему есть, но они не слишком пользуются спросом у учеников. Также есть телефоны доверия: 150, 111, работают школьные психологи.
Р.А.:
– Помимо этого, с прошлого года в каждой школе разработан QR-код, который имеется возле каждого кабинета, столовой и раздевалки, когда любой ученик может оперативно попросить о помощи, сообщить о конфликтной ситуации. Данное сообщение доставляется напрямую директору и заместителю директора по воспитательной работе. Мы понимаем, что сейчас не все дети подойдут к ящику доверия, но у всех есть гаджеты, которые помогают оперативно отреагировать на ситуацию.
Ж.Ш.:
– Представители ювенальной полиции постоянно на связи с представителями учреждений образования 24/7. Все возникающие проблемы решаются незамедлительно.
Автор Наталья ГЛУШАЕВА
Статья опубликована в №115 от 28.09.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Большая перемена»