В год 80-летия Победы, мы обращаемся к воспоминаниям представителей поколения в силу возраста, не принимавшего участия в боевых действиях, но благодаря эпизодам, с которыми они нас знакомят, можно получить представление о том, что стоит за той радостью, с какой миллионы советских людей встретили весть об окончании войны 9 мая 1945 года, сообщает Vecher.kz.
Почетный ветеран КГБ-КНБ, которому идет 93-й год, и сейчас проживает в Алматы. За его плечами богатая на события жизнь, в которой было много интересных событий, увлечение фотографией и альпинизмом, встречи, и мгновения жизни, запечатленные на фотопленку, часть из которых долгие годы не могла публиковаться и носила статус секретных документов. Уже многие годы спустя он дарил их людям, запечатленным на них, и слышал слова благодарности за мгновения, увековеченные на фотопленке.
Во время прохождения службы в КГБ СССР в Караганде он участвовал в поисках приземлявшихся космических капсул с космонавтами, возвращавшихся с орбиты. Береговой, Севастьянов, Рукавишников были из когорты тех самых, первых покорителей космоса. Помимо этих фотографий, в его коллекции множество снимков Динмухамеда Кунаева и других известных личностей, писавших историю Казахстана.
Все это было потом, когда он повзрослел, а «Вечёрке» он рассказал о детских годах, проведенных в, казалось бы, глубоком тылу, но все равно отнес поколение мальчишек сороковых к категории «дети войны». Во время рассказа о военной Алма-Ате 1941 1945 годов он несколько раз прерывал свое повествование паузами, пытаясь подавить нахлынувшие слезы, лившиеся вслед за воспоминаниями о том времени:
– Услышали сообщение о начале войны мы из репродуктора, а жили недалеко от вокзала. Помню, отец, работавший на железной дороге, сразу же отправился на станцию Алма-Ата-1, где проработал всю войну. С того самого дня мы все новости с фронта получали из радиорепродукторов и до сих пор слышится голос Левитана: «От Советского информбюро», в первые месяцы войны ежедневно сообщавшего: «После тяжелых и кровопролитных боев наши войска оставили город…». Практически сразу же в Алма-Ате было введено военное положение. Жили мы тогда с девизом «Фронт и тыл едины!» и «Все – для фронта, все – для победы!».
В наш город пошли эшелоны с заводским оборудованием из России, Белоруссии, Украины. Знаменитый «Мосфильм», творческие личности, актеры и режиссеры, ученые. Всех приютила и пригрела наша солнечная столица. Как люди радовались, когда в голодное время летней порой они могли вдоволь насладиться алматинским апортом! – вспоминает Борис Иванович.
– Несмотря на военное положение, дети той поры жили повседневными заботами, но голод был постоянным чувством, – продолжает свой монолог подполковник в отставке.
– Что еще приходит на память в первую очередь? Наверное, все знают, что хлеб, мука, соль, масло, сахар выдавались по талонам. Нас, пацанов, в первую очередь интересовали сводки с фронта, а когда в городе в школах стали располагаться госпитали, где проходили лечение раненые фронтовики, то мы воспринимали войну уже более реально. Одними из самых интересных для всех, а не только для мальчишек, были документальные кадры кинохроники, рассказывавшие о событиях на фронте, которые показывали в кинотеатрах или посредством «кинопередвижек», когда прямо на улице на растянутой белой простыне демонстрировались и фильмы, и кадры о войне. Ярким впечатлением стал для меня фильм «В 6 часов вечера после войны» (снят в 1944 году), до Дня Победы показанный по всему Советскому Союзу, и как точно он предсказал все, что мы потом испытали, услышав о капитуляции Германии. (В этот момент Борис Иванович замолчал, из глаз его потекли слезы).
Тут своими воспоминаниями поделилась супруга Бориса Ивановича Валентина Федоровна, которая приехала в Алма-Ату в эвакуацию из Махачкалы:
– Помню, как мы ходили в школу и давали концерты перед ранеными. Незатейливые концертные номера самодеятельности от первоклашек были огромным событием для раненых солдат. Кто лежа, кто на костылях, все перебинтованные, но с каким обожанием и светом в глазах они смотрели на нас, вероятно, вспоминая своих детей…
– Никогда не забуду ту гордость, с которой мы восприняли известие о том, что высокое звание Героя Советского Союза за свой воинский подвиг получил Малик Габдуллин и после отличного окончания второго класса мне подарили красивую открытку с его изображением, – продолжил свой рассказ Борис Иванович.
– А каким сопричастием прониклись, когда в сводках о битве под Москвой сообщалось о самоотверженности, проявленной бойцами Панфиловской дивизии! Вышедшая спустя три года после обороны столицы СССР книга Александра Бека была опубликована впервые в журнале «Знамя» и являлась очень ценным произведением тех лет. Уже много лет спустя мне довелось побывать за одним дастарханом с Бауыржаном Момышулы, никогда не забуду впечатление, произведенное на меня этим суровым и мужественным героем! Скажу, что с первого дня войны никто в моем окружении не сомневался, что мы победим. Весь народ, как один приближал 9 мая 1945 года. Особенное впечатление произвел на моих сверстников первый салют Победы, когда в Москве 5 августа 1944 года пронеслись залпы в честь освобождения Белгорода и Орла, которые потом стали звучать после освобождения от фашистов каждого советского города. Вся Алма-Ата жила приближением Дня Победы.