Имя Динмухамеда Кунаева неразрывно связано с историей Казахстана и его самого крупного города, уроженцем которого он был.
Трудовую деятельность будущий первый секретарь ЦК Компартии Казахстана начал со школьной скамьи – учился и параллельно работал, после, с отличием окончив Московский институт цветных металлов и золота, получил квалификацию горного инженера и в первые годы войны добывал стране руду. Затем занимал ответственные посты в государственных органах, а со временем достиг и главной должности в республике, но за должностями стоял человек – житель республики и ее тогдашней столицы. Он любил пешком пройтись по улицам города, свободные часы уделял детям, читал «Вечерку» и «Литературку», а редкие выходные предпочитал проводить на природе. О том, каким Динмухамед Кунаев был в жизни, нам рассказал его родной племянник – директор научно-культурного центра «Дом Ауэзова» Диар Кунаев.
– С какого возраста вы помните Динмухамеда Ахмедовича?
– Я помню его столько, сколько помню себя. Всегда в моей жизни присутствовали родители – мама Лейла Мухтаровна Ауэзова, отец Аскар, который был младшим братом Динмухамеда Ахмедовича, сам Динмухамед Ахмедович и его супруга Зухра Шариповна. Мы, племянники, бывали у него в доме два-три раза в неделю. Родных детей у него не было и всю свою родительскую любовь он отдавал нам, в его доме нас неизменно ждали тепло, забота и внимание. Помню, у него всегда были припасены для нас карамельки, которые не переводились в его карманах. Причем конфеты доставались не только нам, родным племянникам, но и всем маленьким детям, которых он встречал.
– В музее-квартире Динмухамеда Кунаева можно увидеть множество самых разных сувениров. Детям разрешали играть с ними?
– Эта квартира представлялась нам целым миром. Сувениров было великое множество. Какие-то вещицы ему дарили, какие-то он приобретал сам во время поездок. Особенно поражала его коллекция зажигалок. О том, что Динмухамед Ахмедович их коллекционировал, знали все в его окружении и привозили ему зажигалки из разных стран и регионов СССР. В его доме нас ни в чем не ограничивали, нам все разрешали брать, изучать, со всем играть. Правда, родители нам наказывали, чтобы со всем, что было в доме, мы обращались аккуратно и все возвращали на свои места.
– В квартире-музее Кунаева также много книг. Динмухмед Ахмедович как-то влиял на ваш выбор чтения?
– Динмухмед Ахмедович обладал большой библиотекой, собирал книги, был активным читателем. Недавно все издания пересчитали – это порядка семи тысяч книг различной направленности. Когда Кунаев работал, у него оставалось не много времени на чтение, тем не менее при любой возможности он брался за книгу. Выйдя на пенсию, много времени посвящал чтению.
Нам, племянникам, особенно советовал читать историческую литературу, чтобы, получая удовольствие от самого чтения, мы могли одновременно воспитывать литературный вкус и изучать историю. Замечу, именно благодаря его поддержке вышла в свет серия исторических романов писателей Казахстана, в частности трилогия «Кочевники» – он очень любил творчество Ильяса Есенберлина, с юности дружил с ним. К слову, у писателя есть роман о Динмухамеде Кунаеве – «Лодка, переплывшая океан». Прочитав его до издания, Кунаев сказал, что эта книга не должна выходить при его жизни, по крайней мере пока он занимает должность первого секретаря ЦК. Так и получилось.
– Знаю, что Динмухамед Ахмедович поддерживал и людей искусства, многие из которых вспоминают его с благодарностью.
– Действительно, он с большим вниманием и любовью относился к людям искусства, к культуре, был на связи с театрами, концертными организациями, киностудией. Например, Шакен Айманов имел к Динмухамеду Ахмедовичу прямой доступ, так же, как и другие известные режиссеры, артисты, он всем уделял внимание, поддерживал. Например, помог Розе Рымбаевой приобрести хорошее оборудование для ее музыкального коллектива. Также благодаря усилиям Динмухамеда Ахмедовича за государственный счет была приобретена скрипка Страдивари для Айман Мусаходжаевой – этот инструмент и сегодня с прославленной скрипачкой.
При нем было построено современное здание Музея искусств имени Кастеева – в ту пору галереи имени Шевченко. Интерес к искусству развился у Динмухамеда Ахмедовича, по его рассказам, еще в молодости, во время учебы в Москве, где он стал активно посещать театры и музеи.
– Люди науки тоже не были обделены вниманием первого секретаря ЦК Компартии Казахстана?
– У него был очень хороший контакт с учеными. С 1952 по 1955 год Динмухамед Кунаев возглавлял Академию наук Казахской ССР. Помню, уже после выхода на пенсию Динмухамеда Ахмедовича пригласили на встречу с учеными, она проходила в здании Академии наук. Он подходил ко многим и обращался к ним по имени-отчеству – он всех помнил. Для тех, кто работал с Динмухамедом Кунаевым, это не было удивительно или неожиданно. Он всегда глубоко погружался в дело, которым был занят, прекрасно знал структуру Академии наук, ее людей и, уже будучи первым секретарем ЦК, всегда интересовался работой академии.
– Опишите обычный день Динмухамеда Кунаева.
– Он уезжал из дома в полдевятого утра, перед выходом скромный завтрак, на столе – вареные яйца или яичница, творог, каша, черный хлеб и обязательно тонкие сушки, которые он очень любил. Возвращался домой в среднем часам к восьми вечера. Впрочем, рабочий день был ненормированным, и, когда приходилось решать особо сложные задачи, мог работать сутками. Это по будням, а в выходные дни любил выезжать на природу – в колхозы, совхозы, был заядлым охотником. Мог приехать в Дом отдыха ЦК, но в корпус не заходил, а просто гулял по дорожкам, вдоль горной речки.
– Алматинцы со стажем рассказывают, что можно было встретить на улице первого секретаря ЦК, идущего на работу пешком…
– Действительно, когда он жил на Коммунистическом – Кирова, ныне Абылай хана и Богенбай батыра, в доме, что выше Союза писателей, а ЦК находился кварталом ниже, он ходил туда пешком. И, кстати, иногда по дороге вступал в разговор с встречными горожанами, если к нему обращались. Вообще, это был стиль его работы – он много общался с людьми и в Алма-Ате, и в поездках по регионам, всегда был очень внимательным к людям. Это была не просто манера работы, это была его потребность. Так было и когда он вышел на пенсию – тогда уже к нему подходили не только с добрыми словами, но и с выражением недовольства, но он говорил со всеми.
– Согласно одной из городских легенд, по выходным первый секретарь ЦК КП КазССР Динмухамед Кунаев в неприметной машине объезжал город, подмечал недостатки, а в понедельник отчитывал ответственных чиновников…
– Знаете, такие объезды действительно случались, правда, не на постоянной основе. Например, иногда он садился не в «Чайку» и не в представительный ЗИЛ, а в обычную «Волгу» и ездил по столице. Например, он проверял цены на базаре – отправлял к прилавкам начальника своей охраны Анатолия Ивановича Горяйнова, тот все тщательно изучал, а потом докладывал, то же касалось и ассортимента в магазинах.
– Если вернуться к теме сувениров в квартире-музее Кунаева, там есть клюшка, подписанная всеми хоккейными звездами СССР. Динмухамед Ахмедович был болельщиком?
– Хоккейным болельщиком он не был, мог посмотреть футбольный матч, но не более. Он любил бокс, борьбу. Очень радовался, когда борец Жаксылык Ушкемпиров стал олимпийским чемпионом. Болел за боксера Серика Конакбаева, ставшего серебряным призером московской Олимпиады. На той Олимпиаде, если не ошибаюсь, было шесть олимпийских чемпионов по этим видам спорта из Казахстана. А что касается клюшки, то это был подарок всем членам политбюро во время одного из крупных турниров, который проходил в Москве.
– Какие газеты читал Динмухамед Кунаев, была ли среди них «Вечерка» – городская газета, созданная при его участии?
– Динмухамед Ахмедович предпочитал несколько газет. Естественно, «Правду», «Казахстанскую правду», «Литературку» и, конечно же, в этом списке была «Вечерняя Алма-Ата».
Свежая «Вечерка» всегда лежала на его столе, а из номера, который приходил в конце недели, он всегда вынимал программу, чтобы следить по ней за телепередачами. Он был постоянным читателем популярной городской газеты, к которой у него была особая любовь.
Статья опубликована в №2, от 15.01.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Человек и эпоха".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!