Человек слова: Абдижамил Нурпеисов рассказывал о людях на фоне переломных этапов истории

Человек слова: Абдижамил Нурпеисов рассказывал о людях на фоне переломных этапов истории

Не стало Абдижамила Нурпеисова. Классику литературы было 97 лет. Телеграмму со словами соболезнования родным и близким Абдижамила Нурпеисова отправил глава государства Касым-Жомарт Токаев. В ней подчеркивается, что творчество писателя ознаменовало собой новую веху в истории казахской литературы.


Проживший почти век прозаик писал о людях и природе, как важнейшей составляющей жизни. Одним из центральных и полноправных героев произведений Нурпеисова стал его родной край – Арал, чья трагедия гулким эхом пронеслась через все его творчество. В своих произведениях, переведенных на более чем 30 языков, он придерживался напутствия Мухтара Ауззова: «Иди дальше своей дорогой, но иди лицом к народной правде».



Сороковые фронтовые


Абдижамил Нурпеисов принадлежит к числу писателей, чье литературное дарование формировалось в годы Великой Отечественной войны. Пройдя сквозь горнила сражений, среди которых была и Сталинградская битва, он понял, что не может не писать.


Проба пера состоялась в Прибалтике, на Курляндском плацдарме. Там будущий романист воевал в составе 137-го пушечного артиллерийского полка.


«Не писавший в жизни даже рассказа, Нурпеисов, по его признанию, в своей работе держался за роман «Разгром» Золя, случайно найденный у квартирной хозяйки в Латвии–Курляндии.


Эта книга совсем о другой войне совсем в другом веке стала теми бродильными дрожжами, на которых поднималось и осознавало себя его писательство», – рассказывает в своем очерке об Абдижамиле Нурпеисове «Зима патриарха» заслуженный деятель культуры РК поэт Любовь Шашкова.


Еще на фронте он написал 12 страниц текста, которые стали зарисовками к будущему автобиографическому роману «Курляндия». После демобилизации Нурпеисов твердо решил узнать мнение профессиональных литераторов о своем первом опусе и отправился с листами рукописи в Союз писателей к Габидену Мустафину.


«Видимо, что-то разглядел в них старший товарищ, коль поддержал молодого офицера, а за ним свое слово в определении его судьбы сказали Сабит Муканов, Габит Мусрепов», – пишет Любовь Шашкова.


Получив благословение видных литераторов, Нурпеисов вплотную приступил к написанию романа «Курляндия». Создание произведения заняло четыре года. Роман был завершен


в 1950 году. «Курляндия» стала одним из первых казахстанских произведений о Великой Отечественной войне, которое было написано непосредственным участником событий.
Произведение начинающего писателя-фронтовика вызвало большой читательский интерес, а литературоведы сравнивали его с лучшими образцами военной прозы, в частности, с романом Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».


За это произведение писатель был удостоен литературной премии имени Джамбула.


Так Абдижамил Нурпеисов определил для себя, что будет писать о героях, которым выпало жить в период переломных событий истории и суровых испытаний, которые, как лакмусовая бумажка, выявляют человеческие качества.



Путь к трилогии


Написав первый роман и окончив в Москве Литературный институт имени Горького, Абдижамил Нурпеисов продолжил свой творческий путь уже как профессиональный литератор. Еще во время учебы он задумал произведение, действие которого происходило бы на его родине, в Приаралье. И если события «Курляндии» разворачивались в Великую Отечественную, то время действия своего второго крупного произведения писатель решил отнести к Первой мировой и Гражданской войне.


Сам Нурпеисов появился на свет после этих событий, но их отголоски, включая разразившийся в степи голод, еще долго давали знать о себе. Первая мировая глубоко прошлась по судьбам людей, невзирая на сословия и титулы.


К слову, Абдижамил Нурпеисов происходил из знатного рода. Его предки издревле жили в районе Арала и в свое время были очень обеспеченными людьми. Однако «несметными богатствами» ему воспользоваться не удалось – традиционный уклад жизни разрушила революция.


Но сохранилось другое богатство – в ту пору в степи все еще были сильны народные традиции. Как бы ни было тяжело, народ держался своих корней, истоков, что давало силы жить и преодолевать испытания.


Кроме того, писатель намеревался отразить уже наметившуюся трагедию Арала, обратить внимание читателя на то, что войны и конфликты губительны не только для людей, но и для природы.


Это должен был быть не просто роман – Нурпеисов замыслил трилогию.


Работа над эпическим произведением «Кровь и пот» началась в 1958 году и велась свыше десяти лет.


В 1961-м вышла первая книга, «Сумерки», в 1964-м – вторая, «Мытарства», в 1970-м – третья, «Крушение».


Широта социальных обобщений, тонкость психологического анализа, яркость самобытных национальных характеров сделали эту трилогию о рыбаках Арала заметным явлением не только казахской, но и всей советской литературы. Кроме того, трилогия «Кровь и пот» стала одним из первых советских произведений о проблемах природы и стала очень востребованной у читателя. По мнению первого заместителя председателя правления Союза писателей Казахстана Акберена Елгезека, такая популярность произведения объяснялась среди прочего тем, что автор обратил внимание на очень важную проблему, волнующую общество, – умирающий Арал.



Роман на сцене


Сильное по эмоциональному воздействие произведение было решено перенести на театральную сцену. За постановку взялся главный режиссер Казахского академического театра драмы имени Мухтара Ауэзова, впоследствии народный артист СССР Азербайжан Мамбетов. Роли главных героев – Еламана и Акбалы – репетировали Асанали Ашимов и Фарида Шарипова.


К слову, народный артист СССР, художественный ру­­ководитель Казахского национального академического театра драмы имени Мухтара Ауэзова Асанали Ашимов был знаком с писателем еще с 1960-х годов.


– В тот период Абдижамил Нурпеисов стал яркой фигурой в творческом сообществе республики. Мы общались. Характер у него был непростой, но он подкупал своей честностью, принципиальностью в вопросах, касающихся правды и справедливости, – поделился с нами корифей сцены.


Работа над пьесой по роману и последующие за этим репетиции шли сложно, в напряженной творческой полемике между автором трилогии и режиссером.


– Нурпеисов подолгу обсуждал с режиссером различные детали, рисунок сцены, диалоги, боролся за реплики, а режиссер, наоборот, настаивал, что должно быть меньше монологов, а больше действия. Он убеждал писателя, что в театре главное – динамизм, движение. Так, в творческих спорах, оттачивался сюжет и рождалось искусство, – заключил Асанали Ашимов.



О наградах


Премьера спектакля «Кровь и пот» стала событием в театральном мире республики и всего СССР. В 1974 году за эту творческую работу Фарида Шарипова и Асанали Ашимов были удостоены Государственной премии СССР. Эту же награду получил и автор романа – Абдижамил Нурпеисов.


Между тем писатель относился к наградам на редкость принципиально.


Ссылаясь на российского литературоведа Николая Анастасьева, Любовь Шашкова в своем очерке приводит эпизод, как Абдижамил Нурпеисов отказался от фронтовой награды. 


Служившего при штабе молодого офицера в военные годы представили к медали «За боевые заслуги». Однако Нурпеисов обратился с просьбой к командирам отменить представление, объяснив свою позицию: он, штабист, не хочет получать медаль, вручаемую тем, кто ходит в бой.


Командование отменило представление, однако молодому офицеру пришлось побывать на допросе у контрразведки. На счастье, к Нурпеисову отнеслись снисходительно – не стали ломать судьбу.


Но спустя много лет Государственная премия СССР стала для писателя радостным событием – она была заслуженной наградой за произведение, ставшее событием в литературной и театральной жизни страны. А спустя четыре года – и кинематографическим событием: в 1978 году Азербайжан Мамбетов вместе со своим коллегой Юрием Мастюгиным экранизировали роман «Кровь и пот». Кинолента, сценарий которой написали Андрей Михалков-Кончаловский и Рудольф Тюрин, прошла по экранам СССР.


В настоящее время, спустя 48 лет с момента первой театральной постановки романа «Кровь и пот», на сцене Театра имени Ауэзова готовится новый спектакль по трилогии Абдижамила Нурпеисова.



Новейшая история


В своем последующем творчестве писатель продолжил обращаться к значимым социальным вопросам. Он повторял, что независимость дала уникальный шанс стране и обществу.


Писатель по-прежнему обращал внимание читателя на важные проблемы. Так, в 2000 году Нурпеисов издал роман-дилогию «Последний долг» об экологической проблеме Арала.


Произведение было удостоено Шолоховской премии в 2003 году, переведен на немецкий и издан в Германии издательством Dağyeli Verlag в серии «Казахская библиотека».


Кроме того, писатель развивал литературные институты. Так, Абдижамил Нурпеисов организовал международный Казахский ПЕН-клуб и был назначен его президентом. В 2000 году при ПЕН-клубе под началом писателя стал выходить журнал «Тан-Шолпан».



Мировая литература


Произведения Абдижамила Нурпеисова имеют широкий международный резонанс. «Переведенные на 35 языков мира, они доброжелательно встречены мировой читательской аудиторией. Книги «Кровь и пот» (Blood and Sweat) и «Последний долг» (Final respects) изданы на английском языке, об этом выдающемся событии дали информацию мировые издания The Washington Post и The New York Times. Новые издания «Последнего долга» увидели свет в России, в старейшем издательстве «Художественная литература», – перечисляет в своей научной работе «Творчество А. Нурпеисова в исследованиях зарубежных критиков» Светлана Ананьева, завотделом международных связей и мировой литературы ИЛИ имени М.О. Ауэзова.


В своих произведениях классик казахской литературы поднимал вечные темы, поэтому его образы близки читателю вне зависимости от географии проживания.


– Бывают авторы, издавшие десятки книг, а есть писатели, создавшие три-пя­­ть крупных романов. Но эти три или пять произведений – точны, глубоки, искренни, а потому они остаются на вес золота, – сказал Асанали Ашимов. – В числе таких произведений романы Абдижамила Нурпеи­сова.


Статья опубликована в  №14, от 08.02.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Человек слова".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

17:58

17:24

16:52

16:17

15:42

15:06

14:33

13:57

13:21

12:47

12:15

11:43

11:10

10:37

10:04

20:53

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13