Мероприятие, организованное Общественным советом города, направлено на обеспечение осведомленности и участия жителей в улучшении качества воздуха и реализации эффективных мер по снижению его загрязнения.
Выступил перед собравшимся и.о. руководителя Управления экологии и окружающей среды Алматы Серик Адилбаев, который рассказал, что в городе установлено 95 постов наблюдения за состоянием воздуха, 16 станций от Казгидромета, из них 5 ручных, обновляющихся каждый час, и 11 автоматизированных, где обновление происходит каждые 20 минут. Кроме того, Управлением экологии и окружающей среды установлено 20 постов, обновляющихся каждые 20 минут.
Стоит отметить, что 9 постов установили независимые организации и около 50 станций – Азиатский банк развития, который в настоящее время ведет работу по интеграции с базой РГП «Казгидромет» и ГИС.
– Общие выбросы в окружающую среду в Алматы к 2030 году планируется снизить до 78 тысяч тонн, или на 39% от текущего уровня загрязнения. В прошлом году валовые выбросы составили 127 тысяч тонн, из них 36% – продукты горения ТЭЦ и промышленных предприятий, 9% – частный жилой сектор, 55% – транспорт, – доложил Серик Адилбаев.
Спикер отметил, что госорганами выдается разрешение на эмиссии в окружающую среду, то есть экологическое разрешение на воздействие.
В Алматы имеется 3792 предприятия, из них 29 – производство бетона и железобетонных изделий, 255 – промышленные базы по строительным материалам и ремонтным изделиям, 454 – предприятия по обслуживанию транспортных средств (АЗС, СТО), 1297 – пищевая отрасль, 1757 – другие отрасли.
Для I категории разрешение на эмиссии в ОС и заключение ГЭЭ выдает Департамент экологии. Для II и III категорий – Управление экологии и окружающей среды. Согласно ст. 39 Экологического кодекса РК, нормативы эмиссий не устанавливаются для объектов III и IV категорий.
Стоит отметить, что разрешение IV категории получили 3000 предприятий, III категории – 674 объекта, II категории – 90, I категории – 28 разрешений.
– Согласно исследованиям, в Алматы самыми загрязненными районами традиционно стали нижние части города: Алатауский район – выдано 334 разрешения на эмиссию, выбросы в год составили 46 620 тонн, на втором месте Турксибский район – 595 разрешений с выбросами 6665 тонн, третье место Жетысуский район – 546 разрешений и 5821 тонна, Ауэзовский – 351 разрешение и 3550 тонн, Бостандыкский – 459 разрешений и 2901 тонна, Медеуский – 441 разрешение и 1822 тонны, Наурызбайский – 185 разрешений и 1372 тонны, Алмалинский район – 400 разрешений и 926 тонн в год, – рассказал эксперт.
Согласно данным, в Алматы зарегистрировано более 547 тысяч автомобилей. Легковых авто, заправляющихся бензином, более 452 тысяч, на дизельном топливе – 19 400, на газе – 523, на смешанном виде топлива – 523, электромобилей – 553 единицы.
Грузовых авто, заправляющихся бензином, около 11 тысяч, на дизеле больше 24 тысяч, на газе 93 единицы и на смешанном виде топлива 779 грузовиков. Стоит отметить, что автобусов в Алматы насчитывается 9352 единицы, из них на бензине – 3889, на дизеле – 4346, на газе – 727, на смешанном топливе – 367, электроавтобусов – 23 единицы.
Имеется также спецтранспорт в количестве 1249 единиц, из них на бензине – 494, на дизеле больше всего – 644 единицы, на газе – 30, на смешанном топливе – 81, к сожалению, электрического спецтранспорта на сегодня не зарегистрировано. Есть также 7224 мотоцикла, которые заправляются только бензином.
Имеется еще один замер – год выпуска автомобиля. По словам Серика Адилбаева, 50% составляют старые машины выпуска 1980–2009 годов, их по городу зарегистрировано 315 508 авто. Более «свежие» машины 2010–2019 годов выпуска составляют 33%, или 183 056 единиц. И всего 9% составляют машины 2020–2022 годов выпуска – 49 270 единиц.
– Самые проблемные вопросы Алматы – несоответствие стандартам Евро-5 и Евро-6, так как 91%, или более 498 тысяч автомобилей, ездят по городу больше 10 лет. Также мешает аэродинамике точечное строительство. В городе имеется большое количество индивидуального жилищного строительства (ИЖС), которое не подключено к газу, а отсутствие ограничений на использование твердого топлива, такого как уголь, усугубляет и без того непростую ситуацию с экологией. Проблему создают также выбросы от стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, отсутствие ветра – штиль более 240 дней в году, – отметил Серик Адилбаев.
От участников слушаний поступило множество вопросов (и местами очень острых), так как данная тема волнует жителей нашего города.
По результатам слушаний участники отметили, что, несмотря на определенные усилия местных исполнительных органов, отсутствует положительная динамика по вопросу улучшения качества воздуха в городе и достижения целевых показателей качества окружающей среды. Была отмечена необходимость координации усилий различных подразделений для систематизации этой работы, так как вопросы качества воздуха находятся в ведении практически всех структурных подразделений акимата.
Члены Общественного совета Алматы дали ряд рекомендаций местным исполнительным органам по результатам проведения общественных слушаний «Состояние и пути улучшения качества воздуха как необходимое условие устойчивого развития Алматинской агломерации».
Согласно документу, акимату города необходимо провести анализ результативности бюджетных трат по улучшению качества воздуха за 2020–2022 годы и рассмотреть вопрос изменения организационной структуры и распределения ответственности между управлениями для обеспечения эффективной координации их работы, а также взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами по вопросу улучшения качества воздуха.
Акиматы Алматы и Алматинской области, Комитет по регулированию естественных монополий МНЭ, АО «КазТрансГаз Аймак» должны разработать программу по полной газификации частного сектора Алматы и алматинской агломерации до 2025 года, включая меры по доступности сетей, обнулению стоимости подключения для населения, беспроцентные рассрочки на приобретение оборудования и обустройство помещений, упрощение получения ТУ и другие.
Кроме того, акимату Алматы необходимо предоставить общественности информацию о возможных сроках введения запрета на сжигание твердого топлива на территории города с учетом его особого статуса.
Управлению экологии и окружающей среды Алматы при проведении инвентаризации источников загрязнения городского воздуха использовать современные международные и казахстанские методики для расчета объемов выбросов загрязняющих веществ. По результатам инвентаризации источников выбросов разработать отдельную программу по сокращению пыления как существенного вклада в загрязнение воздуха твердыми частицами, включая запрет на сухую механизированную уборку улиц.
Управлению городской мобильности города Алматы совместно с городскими департаментами полиции и экологии и Управлением экологии и окружающей среды в рамках агломерации разработать единую комплексную программу по ограничению передвижения транспорта, загрязняющего атмосферу, с учетом работы экопостов, мобильных эколабораторий, станций техосмотра, систем видеофиксации.
Также УГМ Алматы необходимо разработать единую программу по улучшению экологичности общественного и коммунального транспорта подведомственных и подрядных структур акимата города, включая меры и сроки по полной газификации транспорта, запрета закупки дизельной техники и строительства необходимой инфраструктуры в рамках плана развития территорий.
Дана рекомендация управлениям цифровизации и экологии Алматы разработать план по интеграции различных экологических данных и информации, включая данные экологического мониторинга и планы по улучшению качества воздуха в рамках текущих проектов по цифровизации города, и обеспечить их доступность для населения.
Статья опубликована в №143, от 03.12.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Чем мы дышим".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!