В прошлом месяце министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев в кулуарах Сената сообщил о принятии правил, которые отменят обязательные 10% за обслуживание в кафе и ресторанах.
– Мы готовим изменения, в соответствии с которыми чаевые как обязательный атрибут находиться не будут. Уберут 10% за обслуживание, если эта сумма включена в стоимость вашей услуги. Почему вы должны два раза платить? Мы считаем: если услуги предоставляются и в них уже «сидит» обслуживание, никаких дополнительных поборов быть не должно. Это касается оплаты чаевых, разных депозитов, взносов и так далее, – отметил глава Минторга.
При этом, если у посетителя заведения есть на то желание, то он сам может оставить чаевые за обслуживание.
Финансовый директор Ассоциации клуба рестораторов Казахстана Ирина Лебедева считает, что в нашей стране нет сложившейся культуры чаевых, чтобы резко отменять 10% за обслуживание. По ее словам, от этой суммы по факту ресторанам и кафе мало что остается, поскольку выплачивается налог, который в среднем составляет 3%.
– Мне кажется, у нас есть проблемы посерьезнее этих 10%. За неполные четыре года – с декабря 2020 года – инфляция в Казахстане достигла 51,4%. При этом продовольственные товары подорожали на 53,7%, непродовольственные – на 49,3%, а платные услуги – на 50,1%. Считаю, что плата за обслуживание в размере 10% от суммы заказа в большей части дает мотивацию для официантов, ведь даже открывая счет в банке или при получении иной услуги, с нас взимается процент за обслуживание. Общепит делится на разные категории, например, самообслуживание, где потребитель вправе сам выбирать, как желает получить услугу, – говорит спикер.
Ранее представитель профсоюза работников общепита Зульфия Юсупова высказывала мнение, что при отмене процентов за обслуживание нагрузка по оплате труда официанта (для удержания работника) ляжет дополнительными расходами на предпринимателя. Это в конечном итоге может привести к поднятию цен и, соответственно, к уменьшению потока посетителей.
– В Казахстане действует межгосударственный стандарт услуг общественного питания, согласно которому кафе и рестораны не могут брать 10% за обслуживание, то есть чаевые. То, что данную норму отменят, то есть как-то дополнительно внесут в нормативные правовые акты, фактически ничего не изменит. Многие рестораны будут действовать по старой схеме. Большинство просто внесут эти 10%, то есть оплату услуг официантов, в стоимость блюд, – считает юрист Илья Князев.
По его мнению, если потребителя что-то не устраивает, то он может не приобретать услуги у данного заведения.
– Если вас заставляют за что-то платить, то вы можете отказаться, никаких санкций за это нет. Затребовать оплату чаевых за обслуживание, если вы добровольно не платите, могут только в судебном порядке, никак иначе. Если эта норма будет действовать, хотя она и так уже действует, согласно межгосударственному стандарту, то, думаю, кафе, бары и рестораны можно будет привлекать к ответственности по статье 190 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», – отметил он.
Также юрист указывает на то, что ситуация в заведениях общепита не изменится и в связи со слабым контролем за исполнением законов.
– Практика достаточно распространенная, у нас принимают различные законы, но за их исполнением мало кто следит. Есть нерабочие нормы как в Гражданском кодексе, так и в Гражданско-процессуальном. Кроме того, «нерабочие» нормы есть в КоАП (Кодекс об административных правонарушениях), где к ответственности по некоторым правонарушениям не привлекают или привлекают очень редко. Думаю, и тут будет такая же ситуация. Мне кажется, что все останется по-прежнему, – заявил Илья Князев.