Алматы нуждается в специализированном реабилитационном центре для детей с особыми потребностями.
Мы поговорили с президентом общественного фонда «Центр социальных инклюзивных программ» Салтанат Мурзалиновой-Яковлевой и узнали у нее – изменилось ли у общества отношение к инклюзии.
Как рассказала спикер, подушевое финансирование на детей с особенностями в несколько раз выше, чем на нормотипичного ребенка. Законодательно вопрос с финансированием детей с особенными потребностями решен, потому что существуют рекомендации от Национальной академии образования имени Алтынсарина, внедрено подушевое финансирование, существует ставка ассистента педагога. Но вопрос стоит в другом, а именно в том, чтобы общество научилось понимать, что такое инклюзия.
– В городе ощущается нехватка ассистентов педагога, и сейчас мы реализуем пилотный проект совместно с Управлением образования города Алматы. Ассистенты педагога получают не так много, а у него должна быть ставка как у педагога. Мы регулярно бесплатно обучаем специалистов, но отмечается низкий спрос. Пытаемся создать центр наставнической компетенции, – рассказывает Салтанат.
Вместе с тем спикер отметила подвижки в решении проблемных вопросов. По ее словам, Управление образования «разговаривает» на профессиональном языке, и это большой сдвиг, потому что 4 года назад не было такого понимания в вопросе инклюзии.
– Появились опорные школы. К 2025 году школы должны стать инклюзивными. Есть подушевое финансирование на дополнительное образование, это действительно позволяет привлечь кадры. Стало больше клиник, которые учатся принимать деток с особенностями, но Алматы все же нуждается в специализированном реабилитационном центре, – подытожила спикер.
Что касается детей, проживающих в доме ребенка, то она отмечает, что, по статистике, большинству детей в доме ребенка приписывают много разных диагнозов.
– На мой взгляд, достаточно усовершенствовать систему усыновления, организовать бесплатную психологическую помощь от государства для родителей, чтобы они проходили профилактику выгорания, – сказала президент общественного фонда «Центр социальных инклюзивных программ».
От особенных детей отказываются только те семьи, в которых низкий уровень сознания. Семьи, которые ходили во время беременности на скрининги, практически не отказываются от детей, так как психологически готовы. Как обстоит ситуация с этим в регионах – неизвестно.
– К нам пришла семья, и они забрали девочку с неизлечимым заболеванием. Я спросила родительницу, почему, она ответила, что ее никто кроме них не заберет. Есть такие истории. Она адаптировала девочку к жизни в обществе, дочь скоро пойдет в школу. Неизвестно, сколько ребенок проживет, но мама делает все, чтобы ему было хорошо. Девочка прекрасно ходит, осваивает новые знания. Ее забрали годовалой, сейчас ей уже 7 лет, – заключила Салтанат Мурзалинова-Яковлева.
Статья опубликована в №90, от 06.08.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Чужих детей не бывает".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!