Алматинцы требуют ужесточить проверки транспорта на токсичность выбросов.
К «дежурному» стекаются многочисленные обращения горожан, подтвержденные видео- и фотоматериалами, о ненадлежащем техническом состоянии автомобилей на улицах мегаполиса. Алматинцы настойчиво требуют навести порядок в этом вопросе.
Виктория Каширская прислала «дежурному» видео чадящего авто посреди проезжей части:
– Есть ли штраф за такое состояние ТС? За ним ни ехать, ни стоять невозможно! Если кто-то напишет «вдруг он едет на СТО», напомню, что существуют эвакуаторы.
К чести экологов, нужно сказать, что реакция была оперативной:
– Сигнал отправлен в группу по мониторингу выбросов! – отрапортовала руководитель Отдела охраны окружающей среды и экологии Галия Тулегенова.
На этот раз услышало алматинцев и Управление зеленой экономики (УЗЭ) города Алматы: «В настоящее время в Алматы также ведется работа по установке 19 экологических постов на въездах в город. На сегодняшний день установлено 15, остальные четыре поэтапно будут установлены до конца текущего года. Все посты оснащены оборудованием для замеров, камерами видеонаблюдения. С 2022 года начнут работы три передвижных экологических поста и одна лаборатория. В настоящее время совместно с Департаментом полиции (ДП) города Алматы проводится рейд внутри города по автотранспортным средствам (АТС), не соответствующим экологическим нормам. Ежедневно выходят 11 экипажей ДП города и сотрудники УЗЭ.
По информации ДП Алматы, за последние 10 месяцев во время работы экопостов составлено 18 799 протоколов на сумму 24 876 000 млн тенге по ст. 334 КРК «Об административных правонарушениях». С начала тестовой работы мобильных экопостов было проверено 2550 единиц АТС, из них: 1193 – на дизтопливе, 1357 – на бензине, обнаружено превышение выхлопных газов у 589 АТС. Из общего количества проверенных АТС 23% не соответствуют экологическим нормам. На строительных площадках было выявлено 269 единиц грузового транспорта, нарушающих экологические нормы. Мониторинг показал, что превышение экологических норм наблюдается в основном у АТС, заезжающих в город со стороны Талгарского и Карасайского районов (через посты «Талгар», «Думан», «Ишим»).
Участники группы высказали свое мнение:
Елена Джамалова: «Еще бы не только заезжающие авто проверяли, но и городские проверили. Тоже полно дымоходов катается!»
Куралай Мурзабекова: «Ни разу не видела, чтобы остановили машину и проверяли. Обычно вижу, как патрули проезжают мимо машины, которая керогазит».
Togzhan Togzhan: «Я могу фотографировать таких коптилок по 20 штук в день. Почему полиция их не останавливает? Может потому, что с них взять нечего, со старых? Зато если новая машина, можно остановить и придраться! И это не секрет!»
Соня Глянсен: «Старые машины надо либо запрещать, либо заставлять проверять их несколько раз в год! У нас продают техосмотры направо и налево, никакого контроля за ними нет! Сколько наблюдаю за водителями таких авто, их не волнует, что из их выхлопной трубы копоть идет так, что за ними ничего не видно! К тому же, маслом и прочими жидкостями такие автовладельцы загаживают дворы и парковки!»
Надеемся, экологи и правоохранители прислушаются к мнению горожан.
Для сведения: согласно ст. 334 Кодекса «Об административных правонарушениях» эксплуатация автомототранспортных, других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы (технические нормативы), влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере 10, на юридических лиц – в размере 100 МРП.
Кроме того, действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на физических лиц в размере 20, на юридических лиц – в размере 200 МРП.
Предъявили особый счёт
Горожане просят надзорные органы навести порядок в АО «КазТрансГаз Аймак».
К уполномоченным органам с просьбой провести проверку обоснованности тарифов и существующих требований на поверку газовых счетчиков, а также с требованием навести порядок в АО «КазТрансГаз Аймак» при работе с посетителями обратился заслуженный деятель РК алматинец Мурат Койшибаев. В редакцию Вечерки заявитель прислал большое письмо с подробным описанием обоснованности претензий.
– Насколько законной является обязанность потребителей менять через каждые 4 года прибор учета объема газа (стоимость около 20 000 тенге) и проводить его переопломбирование (6 000 тенге) за счет потребителя? – задает вопрос наш читатель, который, с его слов, в середине октября получил счет-квитанцию «Алсеко», согласно которой за употребление газа должен оплатить по установленному тарифу 17 151 тысячу тенге.
Горожанин, который считает себя добросовестным потребителем, был крайне удивлен начислением такой большой суммы.
– Оплату проводил регулярно в середине месяца по показателю счетчика. Проживаю в небольшом коттедже с общей площадью не более 100 кв. метров, почти не пользуюсь горячей водой, баню отапливаю дровами. С 1 октября включил печь для отопления дома, расход газа с 15 сентября по 15 октября составил 140 кубометров на сумму 3606 тенге. Все стало ясно, когда ознакомился с уведомлением Алматинского филиала «КазТрансГаз Аймак», где указано, что в соответствии с пп. 4, п. 41 «Договора розничной реализации товарного газа», бытовой потребитель обязан нести ответственность за сохранность, техническое состояние и проверку приборов учета газа, а также целостность его пломб. Оказывается, согласно пункту 17 этого Договора, при просрочке поверки прибора, расчет за потребленный объем газа проводится с даты его истечения, и он составляет 17 151 тенге. Установленный срок – 4 года, у меня он истек 15 сентября. Однако об истечении срока использования прибора за 1 месяц не был уведомлен.
И вот этот факт – неуведомление потребителя об истечении срока годности прибора учета (ПУ), заставил нашего читателя отправиться выяснять истину в филиал АО «КазТрансГаз Аймак» на улицу Байзакова. На двух листах мелким шрифтом описывает он свои мытарства, что и породило у него вопросы, обиду и претензии.
– Во-первых, на основе каких параметров установлен ежемесячный тариф 17 110 тенге, в 2-3 раза превышающий фактическое потребление газа в период отопительного сезона, и более чем в 10 раз, когда дом не отапливался? Во- вторых, если прибор удовлетворяет потребителя, почему своевременная его поверка и замена или переопломбирование, причем, за более чем 25 тысяч тенге, являются обязанностью потребителя? Почему эту работу не проводит сам поставщик?
Управление энергоэффективности и инфраструктурного развития города Алматы дало разъяснения всем бытовым потребителям газа: «Согласно данным, предоставленным АО «КазТрансГаз Аймак», сообщаем следующее: согласно Правилам розничной реализации и пользования товарным и сжиженным нефтяным газом, утвержденным приказом министра энергетики РК 3 ноября 2014 года № 96:
– п. 51 Правил, «Содержание, техническое обслуживание и поверка приборов учета (ПУ) осуществляется собственником ПУ. Техническое обслуживание ПУ по договору с собственником может производиться газораспределительной, газосетевой организацией или иной специализированной организацией»;
– п. 52 Правил, «Поверка ПУ производится в соответствии с межповерочным интервалом на прибор в сроки, указанные в реестре государственной системы обеспечения единства измерений, утвержденном уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования и метрологии, а также в случае сомнения в правильности их показаний по заявлению одной из заинтересованных сторон»;
– п. 53 Правил, «При просрочке срока поверки ПУ расчет за объем потребленного газа производится в следующем порядке: для бытовых потребителей – по нормам потребления; для промышленных и коммунально-бытовых потребителей – по мощности газового оборудования».
За три месяца до даты истечения межповерочного интервала в каждом счете-квитанции печатается уведомление о необходимости поверки ПУ.
В связи с истечением межповерочного интервала ПУ производится начисление по норме потребления, исходя из расчета: отапливаемая площадь, количество проживающих, согласно вышеуказанным Правилам.
Согласно пп.1) п. 10 Договора розничной реализации товарного газа бытовым потребителям «Бытовой потребитель обязан производить оплату за газ в соответствии с условиями настоящего Договора», пп.1) п. 11 Договора «Поставщик имеет право своевременно и в полном объеме получать оплату за газ».
В соответствии с п. 13 Договора «Бытовой потребитель производит оплату за газ по действующей цене, установленной уполномоченным органом: при отсутствии ПУ газа – ежемесячно по нормам потребления, утвержденным уполномоченным органом, при наличии ПУ газа – ежемесячно по показаниям ПУ в срок до 25 числа месяца, следующего за расчетным», согласно п.18 «Бытовой потребитель, допустивший неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по оплате за газ, выплачивает неустойку в размере 1,5-кратной ставки рефинансирования Национального Банка РК, установленной на дату выставления неустойки за каждый день просрочки до момента полного погашения задолженности».
Согласно пп.3) п. 11 Договора «Поставщик имеет право прекратить поставку газа Бытовому потребителю до устранения им причин, послуживших основанием для прекращения подачи газа, путем закрытия крана на вводе с дальнейшим пломбированием или отключением на сварку», «Подключение Бытового потребителя к газоснабжению производится после полного расчета задолженности за использованный газ, оплаты неустойки и услуг по отключению и подключению от/к газоснабжению».
В каждом счете-квитанции Потребитель информируется о том, что «в случае неоплаты до 25-го числа поставщиком товарного газа будет произведено отключение от газоснабжения до полного погашения задолженности. Повторное подключение к газоснабжению осуществляется за счет потребителя».
Вместе с тем, согласно пп. 2), пп. 4) п. 2 ст. 27 Закона РК «О естественных монополиях», Потребитель обязан иметь ПУ, своевременно и в полном объеме оплачивать приобретение и установку ПУ в соответствии с п.п. 8 п. 23 ст. 15 настоящего закона, за исключением случаев приемки и ввода объектов строительства в эксплуатацию».
Вывод: внимательно читайте всю информацию в ваших квитанциях по оплате коммунальных услуг. Особенно то, что написано самым мелким шрифтом.
Статья опубликована в №150, от 09.12.2021 газеты "Вечерний Алматы".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!