Дело женское: разделение профессий на мужские и женские уходит в прошлое

Дело женское: разделение профессий на мужские и женские уходит в прошлое

По их мнению, главное – вовсе не гендерная принадлежность, а любовь к своему делу. Наравне с мужчинами они служат в органах правопорядка, проводят хирургические операции, пилотируют самолеты, играют на органе и исполняют каскадерские трюки. Они делают свою работу на сто процентов, при этом остаются образцами красоты и изящества.



Так назначено судьбой


Дознаватель Управления дознания Департамента полиции Алматы капитан Айнур Дюсебаева убеждена, что сотрудники органов правопорядка должны в первую очередь обладать любовью к людям – только в этом случае их служба будет успешной и эффективной.


Таким примером для Айнур стал ее брат, сотрудник полиции. Он повлиял на выбор профессии девушки, и после успешного окончания учебы в КазГУ имени аль-Фараби по специальности «правоведение» Айнур поступила на службу в органы правопорядка.


– Я начала с должности инспектора по делам несовершеннолетних в звании лейтенанта. Первый день моей работы стал одним из самых счастливых в жизни: я радовалась тому, что посвящаю себя службе, которая призвана сделать жизнь лучше, – вспоминает Айнур.


Дальше начались служебные будни. Приходилось работать с трудными подростками. Но Айнур не воспринимала их таковыми, она видела в них ребят, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Стараясь помочь, лейтенант работала не только с подростками, но и с их родителями, настаивала на том, чтобы дети учились. И эта работа приносила плоды. Видя положительные результаты, Айнур убеждалась, что посвятила себя службе в органах правопорядка не зря.


Но хотелось идти вперед, попробовать себя в расследовании уголовных дел, и выбор Айнур пал на отдел дознания. От работы дознавателя зависят человеческие судьбы, поэтому очень важно принимать правильные решения. Вначале, признается Айнур, было нелегко, но благодаря коллегам, которые не только учили, но и морально поддерживали, со временем ей удалось стать настоящим профессионалом.


Сегодня Айнур Дюсебаева – опытный специалист, умеющий решать сложные задачи. Вместе с тем она остается романтиком – одна из любимых книг Айнур «Эра милосердия».


– Мне нравится творчество братьев Вайнеров, я люблю и книгу, и снятый по ней фильм «Место встречи изменить нельзя», ведь он рассказывает о людях, которые искренне и беззаветно преданы своему делу, – признается Айнур.



Полёт мечты


Второго пилота самолета одной из казахстанских авиакомпаний Юлию Анафину дома называют воздушным первопроходцем. Юлия стала первым летчиком в семье. На выбор профессии повлиял дедушка. В свое время он хотел стать пилотом, но не позволило здоровье. Однако он не расстался со своей мечтой, а передал ее внучке.



Дедушка приобщил Юлию к авиамоделированию.


– В свободное от учебы время мы собирали модели самолетов, клеили, красили. Поэтому дома образовалась внушительная коллекция, – рассказывает Юлия.


Еще будучи школьницей, в 15 лет девушка поступила в Молодежный авиационный центр – наследник аэроклуба ДОСААФ. Программа была серьезной – воспитанники центра осваивали полеты на парапланах, учились прыгать с парашютом, занимались рукопашным боем.


После окончания школы поступила в Академию гражданской авиации, успешно окончила ее.


– Мой первый полет состоялся в 2011 году на самолете «Ан-2» во время летной практики в академии. Те ощущения невозможно передать словами. Был полный восторг, – вспоминает Юлия.


Компания, в которой она работает, занимается целым комплексом перевозок, в том числе в качестве воздушной скорой помощи.


– Санитарная авиация служит очень благородному делу – может быть и косвенно, но мы участвуем в спасении жизни людей, – убеждена Юлия.


Сегодня налет пилота Анафиной составляет 1100 часов на различных типах воздушных судов, и это далеко не предел.


Юлия полагает, что не стоит делить профессии на мужские и женские, а надо просто заниматься тем делом, которое тебе по сердцу. А всем влюбленным в авиацию она советует, не оглядываясь на стереотипы, идти к своей мечте.



Жизненная профессия


Курбанай Искакова – ответственный хирург в приемном отделении Центральной городской клинической больницы. Вместе со своими коллегами она оказывает пациентам экстренную помощь. Часто счет идет на минуты, но для хирурга почти с сорокалетним стажем напряженный режим работы – привычное и любимое дело.



О том, чтобы пойти в медицину, Курбанай Искакова задумалось еще в школьные годы. Девочке было с кого брать пример – дядя и двоюродная сестра были уважаемыми докторами.


– Участь в медицинском институте, ныне КазНМУ имени Асфендиярова, я знакомилась со многими специализациями, думала, что же мне выбрать, чтобы это было навсегда, и решила пойти в хирургию, – рассказывает врач.


В ходе обучения студенты посещали операции, восхищались работой опытных хирургов.


– Мы видели, как после операции менялись лица пациентов, ощущавших улучшение самочувствия, как они возвращались к жизни, – это служило для нас, студентов, очень сильной мотивацией, – объясняет свой выбор хирург.


Свою первую самостоятельную операцию Курбанай Искакова провела во время прохождения интернатуры – ждала того момента с нетерпением. Было волнительно, но не страшно – просто старалась все делать грамотно, и в итоге она прошла успешно, вспоминает хирург.


После окончания института, с августа 1983 года, Курбанай Искакова устроилась в клиническую больницу № 12, сейчас Центральная городская клиническая больница, и с тех пор предана ей.


– Тогда в больнице было больше 10  высокопрофессиональных женщин-хирургов. Они, как и хирурги-мужчины, очень хорошо меня встретили, стали настоящими наставниками, учили подходить к лечению пациентов индивидуально, анализировать их состояние, принимать грамотные решения.


Также очень важной школой было общение с пациентами – стремление найти нужные слова перед оперативным вмешательством и после, ведь положительный настрой больного – важная составляющая успешного лечения.


На вопрос, сколько всего она провела операций, Курбанай Искакова отвечает:


– Раньше, в самом начале своей работы, я считала операции, но потом перестала, ведь важно не количество хирургических вмешательств, а то, что ты имеешь возможность помочь человеку, – в этом ценность моей профессии.



Большое искусство


Жанар Хидуанова посвятила себя игре на самом внушительном музыкальном инструменте – органе.



Жанар рассказала, что впервые вживую увидела орган в 2001 году, когда поступила в Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы. К тому времени она уже была профессиональным исполнителем – окончила музыкальное училище по классу фортепиано. И в консерваторию поступила учиться по этой же специальности, но по желанию параллельно можно было осваивать и орган – Жанар использовала эту возможность.


– Когда я посмотрела на орган, то как-то сразу у меня возникла уверенность, что я смогу его освоить, – делится музыкант.


Возможность научиться играть на величественном инструменте вдохновляла студентку, и она начала заниматься.


Первым педагогом Жанар стала Елена Эфинберг, а на третьем курсе занятия стал вести заслуженный артист РК – мэтр органной музыки республики Габит Несипбаев.


Игра на органе и фортепиано – совершенно разные вещи, хотя визуально можно увидеть схожесть в клавиатуре.


– У органа иная природа звука, нежели у фортепиано, объясняет исполнительница. – Орган – клавишно-духовой инструмент, а фортепиано – струнный.


В числе важных навыков обучения игре на органе – умение синхронизировать клавиатуру и педали. Часто тем, кто только начинает осваивать азы, это кажется невероятным, но по мере занятий приходит понимание, что орган начинает открывать тебе свои секреты. У органиста физически непростая работа, каждый концерт и многочисленные репетиции – это большая нагрузка. Поэтому важно уметь восстанавливать силы, что невозможно без правильного образа жизни.


Как признается Жанар, орган – дело всей ее жизни, источник вдохновения, музыкальный инструмент, который можно постигать бесконечно.


– Орган – это мир постоянных открытий, каждый раз на репетициях или концертах открывает мне что-то новое, – говорит Жанар и приглашает наших читателей на концерты органной музыки.



Девушка-джигит


Жибек Жаппасбаева – артистка цирка, участница известной не только в Казахстане, но и за рубежом каскадерской группы Nomad. А влилась она в коллектив по воле случая, когда ей было 18 лет.



Идя мимо цирка, Жибек увидела, как на открытом манеже проводятся занятия. Остановилась посмотреть, разговорилась с артистами. Выяснилось, что это была репетиция конного номера каскадерской группы Nomad под руководством Жайдарбека Кунгужинова – артисты готовились к выступлению за рубежом.


Руководитель номера разрешил Жибек приходить на манеж и наблюдать за репетициями.


– Я стала часто бывать там, смотрела, как работает группа, познакомилась с участниками. Чем больше наблюдала, тем сильнее захватывали трюки, которые выполняли артисты, – вспоминает Жибек.


Поэтому в какой-то момент решила, что хватит стоять в стороне и пора самой учиться верховой езде. Занятия с начинающими проходили на том же манеже, где работали профессионалы. Как потом выяснилось, Жайдарбек Кунгужинов следил за успехами новичков, и когда Жибек стала уверенно держаться в седле пригласил ее в группу на вакантное место.


– Уже через месяц меня включили в состав коллектива для гастролей по Казахстану. Это стало незабываемым событием, – признается артистка.


Тогда у Жибек многое было впервые, но главное, состоялся первый выход на манеж. В то время начинающей артистке доверили выступить в групповом номере с джигитами.


– Я сильно переживала перед выездом, меня буквально колотило. От волнения потом даже не могла вспомнить, что происходило на манеже. Все делала на автомате, а когда мы вернулись за кулисы, не слышала ни аплодисментов, ни разговоров вокруг, а просто заплакала от стресса, – вспоминает Жибек.


Но с начинающей артисткой был опытный четвероногий партнер – лошадь слушалась девушку, все выполняла безукоризненно, и это придавало ей уверенности в себе.


Вначале артистка участвовала только в цирковых номерах, до каскадерской работы не допускали – нужно было освоить базовые трюки.


– Со мной занимались несколько лет, и только когда наставники увидели, что я готова, меня стали допускать к выполнению каскадерских номеров, – рассказывает Жибек.


Для участия в кинопроектах, по словам артистки, нужно обладать множеством навыков, среди которых и умение правильно падать, и «гореть», и драться, к тому же надо быть готовым к съемкам в воде и воздухе. Чтобы все это освоить, требуется терпение, умение справляться с физическими и психологическими нагрузками.


Жибек стала первой цирковой артисткой в своей семье. Девушка признается, что поначалу родители не разделяли ее выбора, спрашивали: ну зачем тебе это нужно? Но Жибек было очень интересно в цирке, она работала, осваивала каскадерское дело, и со временем родители поняли, что это ее жизнь, и стали гордиться ею.


Сегодня профессиональный стаж артистки – 15 лет. Она продолжает выступать в программе джигитовки в индивидуальном и групповом номере, в образе амазонки, девушки-джигита и уже не представляет себя без каскадерской работы и цирка.


– Я очень люблю лошадей – у каждой из них свой характер, и в работе это нужно учитывать. У меня прекрасные партнеры, которым я ежедневно без всяких сомнений доверяю свою жизнь. Работа для меня все – это моя судьба.


Статья опубликована в  №25, от 05.03.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Дело женское".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21

12:09

11:47

11:25

11:03

10:38

10:16

10:04

09:36