В преддверии Дня Абая на площадке Региональной службы коммуникаций прошло экспертное обсуждение, сообщает Vecher.kz.
На встрече ведущие ученые и культурные деятели обсудили вклад казахского поэта и мыслителя в развитие казахской культуры и литературы, а также актуальность его творчества в современном мире.
Ассоциированный профессор Научно-исследовательского института Абая при КазНУ им. Аль-Фараби, кандидат политических наук и член Союза писателей Торегельды Туякбай отметил, что нельзя выделить только один аспект творчества Абая, который мог бы быть актуальным для нынешнего поколения — все его труды важны.
«Говоря об Абае и Абаеведении, можно бесконечно подчеркивать значимость его наследия. Но если говорить об учении Абая, которое сегодня является актуальным, то можно выделить семь различных концептуальных направлений и вытекающих из них подотраслей. Как бы вы ни изучали Абая, его мир будет бесконечно расширяться. Я хочу подчеркнуть, что мы еще не полностью познали Абая. Наш долг не только перед нашей общественностью, но и перед всем миром — познакомить его с Абаем и его учением. Говоря современным языком, Абай — это национальный бренд нашей страны, казахского народа. Имя великого поэта должно ассоциироваться с Казахстаном, и, наоборот, говоря о казахском народе, следует вспоминать Абая», — поделился он.
По мнению участников обсуждения, наименее изученные аспекты наследия Абая требуют дальнейшего исследования. В этом направлении работают ученые из Научно-исследовательского института Абая при КазНУ им. Аль-Фараби. Ведущий научный сотрудник института, кандидат филологических наук Лайла Мусалы отмечает, что неисследованных аспектов творчества Абая Кунанбайулы еще много.
«Нашим институтом реализованы два научных проекта: первое — "Исследование творчества Абая в междисциплинарном аспекте", второе — "Научные основы и теоретические механизмы знания, понимания и применения учения Абая". В этом контексте особенно актуальны основные концепты, которые содержатся в учении Абая: это всем известные ум, совесть, знания, наука, сила, и, конечно же, сердце, которое у Абая всегда на первом месте. В нашем институте, который возглавляет профессор Жангара Дадебаев, был разработан "Кодекс человечности Абая" — это моральный компас, моральный барометр молодежи, представителей Нового Казахстана. Поэтому в современных реалиях мы должны уделять большое внимание применению учения Абая. Мы все знаем Абая, но понимаем ли мы его? И самое главное — применяем ли мы его в нашей жизни? Неизученных аспектов учения Абая еще много, ведь его творчество многогранное и синкретическое. В условиях Нового Казахстана нам нужно понимание и применение его основных концептов в новом аспекте, новых гранях», — подчеркнула Мусалы.
Эксперты также выделили уроки из жизни и творчества Абая, которые могут быть полезны сегодня. По мнению заведующей отделом международных связей и мировой литературы Института литературы и искусства имени М.О. Ауэзова, члена Союза писателей Казахстана Светланы Ананьевой, идеи Абая об учении, культе знаний и самосовершенствовании остаются актуальными и служат ориентиром для молодежи.
«Я очень люблю высказывание патриарха нашей казахской литературы Абдижамила Нурпеисова. На одной из последних презентаций он говорил о том, что одна и та же книга может каждый раз открывать перед нами, читателями и исследователями, свои страницы по-новому. Это зависит от уровня образования того, кто читает книгу, кто изучает тексты. Например, перевод Абая на белорусский язык, по мнению председателя Союза писателей Беларуси Алексея Карлюкевича, широко распространился по Европе. Точно так же перевод "Слов назидания" на украинский язык, выполненный великолепно, включает не только тексты, но и научные статьи и отклики как советских литературоведов, так и современных украинских. Переводы "Слов назидания" на словацкий язык привели к тому, что произведение было переведено также на итальянский и сербский языки. Участвуя в международных конференциях, мы узнали много нового о том, как воспринимают Абая в зарубежном литературоведении и критике. Мы только прикасаемся к определенным граням его творчества, и чем дальше от нас такое явление, как великий Абай, тем больше будет новых открытий», — поделилась Ананьева.
Эксперты сошлись во мнении, что критическое мышление и моральные ценности, заложенные в произведениях Абая, могут сыграть важную роль в современном образовательном процессе. Его глубокие философские размышления и поэтические произведения способствуют формированию у студентов способности к анализу и самостоятельным выводам.
Роль Абая в формировании казахского литературного языка была также подробно рассмотрена. Как отметила Лайла Мусалы, его стилистические приемы и новаторский подход к литературе оказали значительное влияние на последующее развитие казахской литературы, обогатив её новыми художественными формами и выразительными средствами.
Говоря об Абае, нельзя обойти учение Абаеведения и абаеведов. Первые шаги в изучении жизни и творчества великого поэта и мыслителя были сделаны его ближайшими учениками и современниками, поэтами, находившимися в его окружении. Значительную веху в развитии Абаеведения внесли деятели движения Алаш. Однако самым первым, кто научно обосновал Абаеведение, был академик Мухтар Ауэзов. Он не только систематизировал и популяризировал творческое наследие Абая, но и через свои исследования, научные работы и художественные произведения поднял его значение на международный уровень.
В НИИ Абая при КазНУ впервые в Казахстане и в истории Абаеведения был подготовлен систематизированный многотомник "Абайтану. Таңдамалы еңбектер", в котором в хронологическом порядке представлены как первые абаеведы, так и современные.
В заключение обсуждения участники сошлись во мнении, что наследие Абая Кунанбаева продолжает вдохновлять и направлять казахский народ, играя ключевую роль в укреплении национального единства и духовного возрождения.
Ранее сообщалось, что в честь великого мыслителя пройдут книжные выставки, конкурсы и викторины, семинары и тренинги, шахматные турниры, а также концерты.