Денис Кривошеев: Поднимать цену на бензин придется, ибо так устроен рынок

Денис Кривошеев: Поднимать цену на бензин придется, ибо так устроен рынок Источник фото: Facebook/Денис Кривошеев

Топливный бизнес по доходности сопоставим с наркотиками.


Розничные цены на бензин и дизель вырастут в Казахстане с 12 апреля. Стоимость бензина АИ-92 и АИ-93 повысится до 205 тенге за литр против 182-187 тенге,  дизеля – до 295 тенге против 230-260 тенге. Почему Казахстан сталкивается с дефицитом топлива, прокомментировал Vecher.kz известный эксперт, экономический обозреватель Денис Кривошеев.


– Все достаточно просто, – говорит эксперт. – Дело в том, что у нас уровень потребления топлива ежегодно растет и, несмотря на то, что мы достаточно серьезно отреставрировали завод, это не мешает росту потребления. Увеличивается количество машин, увеличивается деловая активность. Это первый, но не совсем значительный факт.  


Еще года два назад эксперт говорил, что дешевые цены формируют переток топлива и уже тогда цена на топливо была спрогнозирована им в районе 235-245 тенге. По его мнению, низкая цена по сравнению с другими странами, делает серый и черный экспорт топлива невероятно выгодным и все работают на то, чтобы вывозить из страны.  



«Сейчас этот вид бизнеса по доходности сопоставим с наркотиками, – говорит Кривошеев. – На фоне низких цен те, кто добывает нефть, в любом случае двигаются только в рамках установленных им минимумов, которые они обязаны реализовывать на внутреннем рынке по минимальным ценам. Соответственно, ничего лишнего на рынок не выпадает, все экспортируется».



Говоря об этом, спикер подчеркнул, что «в условиях низких цен на закуп бензина – в последние годы цены все-таки достаточно низкие – они стараются делать это как можно больше, потому что никто в нормальном здравом уме не будет продавать себе в убыток, кроме, как если этого не требует от вас государство».


На его взгляд, примерно такая же ситуация у нас сложилась по всем направлениям: «Это и газ, и отопление, и электроэнергия, и вода, и канализация. В общем, все и везде у нас должно стоить намного дороже. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой, когда у нас неотыгранная инфляция за эти годы в любом тарифе. Да и сам тариф нуждается в достаточно серьезном пересмотре. И вот мы с вами получаем такую ситуацию, что самое тяжелое – повышение цен по всем направлениям – выпадет на ближайшие год-полтора. Все эти разговоры о том, что кому-то будем поднимать, а кому-то не будем – лишь разговоры. Поднимать придется всем, потому что так устроен рынок. Единственное, государство, возможно, придумает что-нибудь с адресной помощью нуждающимся, компенсацию за рост коммунальных услуг».


Если бы цены повышались постепенно, то это не отразилось бы на текущем моменте. А гиперскачки повлекут за собой дополнительные триггеры для инфляции. Соответственно, установленные при таком раскладе показатели не будут достигнуты, считает эксперт.


– Государство никоим образом не хочет делать это шоково, пытается  растянуть на долгое время, хотя прекрасно понимает, что выхода нет, – говорит Денис Кривошеев. – Никто ничего сказать по этому поводу не может, все понимают, что это жизненная необходимость.



«Я не могу сказать, что поддерживаю рост цен. Как любому потребителю мне выгодно, чтобы бензин был как можно дешевле, свет недорогим, а вода вообще бесплатной. Но как человек, который связан с экономикой, я прекрасно понимаю, что выхода нет, иначе мы лишимся и воды, и света, и бензина».



Эксперт напомнил, что сейчас 850 тыс. тонн нам приходится покупать в России, потому что сформирован дефицит дизельного топлива. И чтобы не срывать посевную, уборочную кампании, Казахстан закупает топливо у северного соседа.


«Никто не хочет торговать на внутреннем рынке, пока цена не будет хотя бы на уровне безубыточности, – резюмировал эксперт. – В 2021 году оптимальная цена была в районе 235 тенге за литр 92-го бензина. Понятно, цена условно текущая, она должна быть хотя бы в пределах стоимости текущей солярки – 260-270 тенге за литр, или 60-65$.  А так мы продолжаем покупать за 25-30$, что очень плохо для экономики. Ни налогов государство не получает, ни выгоды и ничего не развивается».


Напомним, и.о. министра энергетики Болат Акчулаков на брифинге в СЦК доложил о текущей ситуации на внутреннем рынке ГСМ.


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

13:00

12:34

12:12

11:42

11:15

10:44

10:14

09:45

19:42

19:30

18:57

18:17

17:48

17:48

17:23

17:05

16:42

16:27

16:09

15:44

15:23

14:59

14:35

14:12

13:47