Депутаты Мажилиса приняли закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения». Изменения коснулись регулирования малых технических средств передвижения, к которым относятся электросамокаты и мопеды.
– Проект закона был разработан два года назад, но технический регламент в отношении электросамокатов приняли только в июле 2022 года. Согласно проекту, электросамокаты признаются транспортным средством; к электросамокатам относятся транспортные средства со скоростью движения до 25 км/ч; двигаются электросамокаты без ограничений по велодорожкам и обочинам, со скоростью пешеходного потока не более 6 км/час по тротуарам, – сказала депутат Мажилиса Екатерина Смышляева, презентуя законопроект на пленарном заседании палаты.
Допускается движение электросамокатов по крайней правой полосе проезжей части, включая автобусную полосу в один ряд. Для этого водителю должно исполниться 18 лет, он должен быть в застегнутом шлеме и светоотражающей одежде и иметь права любой категории.
Водители электросамокатов должны спешиваться на пешеходных переходах и перекрестках.
– Требования к водителям, выезжающим на проезжую часть, – соблюдать профилактику аварийных ситуаций, которые с учетом конструкции этого вида транспорта неизбежны при незнании ПДД. Ограничение скорости на тротуаре обезопасит пешеходов. Несмотря на то, что администрировать ограничения будет достаточно сложно, такая скорость примерно равна скорости пешеходного потока и определяется визуально, – добавила депутат.
В свою очередь министр внутренних дел РК Марат Ахметжанов, отвечая на вопросы в связи с законопроектом, сообщил, что более 40 ДТП с участием электросамокатов произошло в Казахстане с начала года.
– По самокатчикам зафиксировано 44 ДТП с января. В прошлом году один человек погиб, – сказал Марат Ахметжанов.
По его словам, в Казахстане право управлять электросамокатом получат обладатели водительских прав любой категории.
Глава МВД добавил, что в законопроекте также прописаны правила движения для моносамокатов и моноколес.
– Мопеды, самокаты и моноколеса, их в законопроекте мы называем малые технические средства, раньше вообще нигде не были предусмотрены. Вносим их в ранг передвижных устройств и велосипедов. Самокатчик, велосипедист должны иметь защитный шлем, а в вечернее время они должны носить светоотражающие знаки. В случае невыполнения этих правил будет предусмотрена административная ответственность. Сегодня даже на передвижение мопедистов по тротуару нет запрета, поэтому мы вносим ограничения, при движении по тротуару будет предусмотрена административная ответственность, – уточнил Марат Ахметжанов.
В свою очередь заместитель министра внутренних дел РК Игорь Лепеха сообщил, что в Казахстане пока не ведут статистику наездов водителей электросамокатов на пешеходов.
– Статистика ведется только в том случае, если самокат на проезжей части совершил ДТП с участием автомобиля. Таких ДТП в прошлом году у нас было 43, один человек погиб. Все они случились в Алматы. В этом году есть два такие факта, но это та статистика, когда столкнулся самокатчик с машиной или с мотоциклом. Гораздо больше происшествий, когда они сбивают пешеходов на тротуарах. Этой статистики нет. Когда мы данный вид передвижения узаконим, наверное, Генпрокуратура и такую статистику заведет, – сказал Игорь Лепеха, отвечая на вопросы журналистов в кулуарах Мажилиса.
Заместителя министра внутренних дел также спросили, не будет ли ограничение скорости в 25 км для электросамокатов создавать дополнительные заторы на дорогах.
– Во-первых, у всех шеринговых компаний - это максимальная скорость самокатов. Во-вторых, большая скорость уже по определению является очень опасной. Если самокатчик выезжает на проезжую часть, у него обязательно должен быть шлем и светоотражающий элемент в ночное время. За нарушение этого требования есть административная ответственность – статья 620 «Прочие нарушения». Она предусматривает либо предупреждение, либо штраф в 3 МРП, – отметил замминистра, уточнив, что лишение прав за это пока не предусмотрено.
Статья опубликована в №58 от 11.05.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Двухколёсные правила».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!