В прямом эфире программы Akimat Live на телеканале «Алматы» аким города Бакытжан Сагинтаев рассказал о санитарно-эпидемиологической ситуации в мегаполисе.
На данный момент в Алматы зарегистрировано 20 635 случаев коронавирусной инфекции, из них 12 927 – с симптомами и 7708 – без симптомов. За 19 января зарегистрировано 127 случаев COVID-19, из них 84 случая с симптомами, 28 – без симптомов. В целом суточный прирост заражений составляет 0,5%. Показатель репродуктивности вируса по Алматы составляет 0,954 (по республике – 1,1).
Основными путями заражения за период с 3 по 19 января остаются общественные места (40,1%), контакты с больным КВИ в семье (27,4%), городской транспорт (22,8%), контакт с больным КВИ на работе (5,6%), завоз из зарубежных стран и регионов страны (2,6%). Возрастной состав случаев заражений: 20–39 лет – 34,7%; 40–59 лет – 28,7%; 60 лет и старше – 21,3%.
В инфекционных стационарах находятся 810 человек, в том числе 20 детей. 17 пациентов в крайне тяжелом состоянии, 147 – в тяжелом, 644 – средней степени тяжести, двое – легкой. Выписано всего 82 человека, поступило – 112.
Учитывая складывающуюся ситуацию, Бакытжан Сагинтаев напомнил горожанам о необходимости соблюдения мер санитарно-эпидемиологической безопасности.
В ходе эфира аким Алматы ответил на волнующие горожан вопросы, касающиеся строительства и ремонта дорог, газоснабжения, поддержки лиц с ограниченными возможностями и развития инфраструктуры мегаполиса.
В ходе традиционного эфира аким Алматы сообщил, что коечная мощность городских стационаров составляет 7011 единиц, из них задействовано только 1866. Остальные стоят в резерве, в том числе и в «Халык Арена».
Достаточное количество у нас реанимационных коек – 250. Также в резерве стоят 130, задействовано 120. Занятость составляет 60 процентов. В стационарах на лечении находятся 810 пациентов, из них 20 – дети, 17 человек в крайне тяжелом состоянии, 147 – в тяжелом.
– Если мы посмотрим динамику, то увидим, что начиная с 1 января количество тяжелых пациентов у нас растет. Это о чем-то уже говорит, – подчеркнул аким. – Динамика пациентов со средней тяжестью тоже растет. Если на 1 января у нас было зарегистрировано 473 человека, то сегодня – 646. По тяжелым было 82, сегодня – 147. Поэтому нам всем надо дальше продолжать соблюдать требования санитарных врачей, ограничительные меры, носить маски, соблюдать дистанцию, не ходить в общественные места. Мы видим, что сегодня больше всего у нас заражаются молодые люди до 40 лет.
На увеличении количества случаев заражения коронавирусом сказывается и масса нарушений со стороны бизнеса. Мы видим, что ночные клубы работают. Рестораны, кафе не закрываются вовремя. Не успеваем за ними ходить, штрафуем, через суды закрываем нарушителей, но остальные продолжают действовать.
Мы прежде говорили, что необходимо всем вместе взяться за это дело. Одну руку лечим, другой рукой усложняем ситуацию.
Тем не менее работа продолжается. Все больницы работают, клиники, поликлиники открыты. Достаточно обеспечены лекарствами, оборудованием в полном объеме. Техника необходимая имеется.
Меня спросили, почему сейчас у нас растет количество больных, которые в стационарах находятся, то есть увеличивается коечная мощность. Отвечаю: мы решили, что пока у нас большой нагрузки на наши медклиники нет, то те несложные больные, которых ранее на дом отпускали, теперь направляются в стационар, потому что коечная мощность позволяет лучше находиться в больнице, вылечиться и пойти здоровым домой. Это лучше того, что мы раньше домой отпускали на лечение, где заболевшие не соблюдают необходимые требования в домашних условиях, выходят из дома, заражают других людей. Поэтому мы поменяли тактику и теперь даже средней степени тяжести больных направляем в стационар.
– Помогите навести порядок в районе рынка Тастак и улиц, к нему прилегающих, где продолжается массовая застройка и уничтожение деревьев в связи с торговлей строительными материалами.
– В один день этот вопрос решить очень сложно. Там получается двояко – есть хозяева домов, которые сдали их в аренду, а есть те, которые взяли в аренду и торгуют, производят товар, что-то делают. И кафе есть там, и столовая. То есть люди делают бизнес. А куда мы их выселим сейчас, если так просто административно подойдем и скажем, что с сегодняшнего дня все это закрывается. Мы куда их отправим? Поэтому, как и в любом вопросе, подход здесь должен быть комплексный, системный.
Вы знаете, что все старые базары должны модернизироваться, перейти на современный формат. И сейчас мы ведем переговоры с администрацией рынка, чтобы они расширяли базар и часть людей с тротуаров забрали к себе, чтобы люди работали в нормальных условиях и освобождали те территории, на которых они сейчас торгуют.
Вы поймите, у каждого из них это уже насиженное место, есть своя клиентура и сейчас им сказать: «вы должны переехать в какой-то другой дальний базар» будет очень сложно. Поэтому этим вопросом мы занимаемся и постепенно должны решить.
Может быть, вначале необходимо поднять вопрос правильной регулировки транспорта, чтобы заторов не было, там и так одностороннее движение, но все равно много машин и людей. В основном все стоят на тротуарах, ворота открыли, все стройматериалы выложили, запчасти. Кто-то варит сваркой в глубине двора, кто-то еще что-то делает, все что-то мастерят, словом, там целый городок своеобразный получился. Однако, безусловно, в таком виде это дело оставлять нельзя. Здесь я согласен с вами, и мы занимаемся этим вопросом, но я вам открыто скажу, что за один день он не решится. Проблему упустили в 90-е годы, дали ей разрастись и теперь мы имеем то, что имеем. В целом этот район очень привлекательный для застройщиков. Сегодня видим, что, начиная от Абая, в нижнюю сторону потихоньку выкупают частный сектор, на его месте начинают строить современное жилье.
– Вас беспокоит представитель гражданской авиации. Я хочу как можно скорее получить вакцину от коронавируса «Спутник V». Что мне для этого надо сделать, куда обратиться?
– Пока только ждать. Я вначале объяснял, что по поручению Президента у нас в стране начинается массовая вакцинация. В первую очередь кампания пройдет среди медработников. И вакцина «Спутник V», которая поступит по линии Министерства здравоохранения Российской Федерации будет направляться сначала медработникам. По мере увеличения количества ее доз мы будем вакцинировать учителей, сотрудников полиции, социальных служб. Однако на свободное обращение пока еще решения нет. У нас есть компании, которые хотели бы самостоятельно законтрактоваться, привезти вакцину и начать массовую вакцинацию среди населения. Но пока позиция такая – покуда межгосударственные соглашения не выполнятся, препараты не будут поставляться на свободную вакцинацию.
Но мы ожидаем, что где-то к середине лета наша вакцина выйдет в оборот и совместно с вакциной, которую будем получать из Российской Федерации осенью уже, охватим большее количество людей.
– Я председатель Казахского общества слепых Алматы. У нас на учете состоят 1286 человек. От их имени обращаюсь к вам с просьбой увеличить количество инватакси, которых нам очень не хватает.
– Да, в начале года всегда так, пока продолжаются конкурсные процедуры, происходят некоторые замешательства. В прошлом году мы встречались с представителями общественного совета, они поднимали вопрос о том, что также необходимо увеличить количество инватакси и, исходя из этого, мы в нынешнем году решили не у двух наших поставщиков брать услуги, а увеличили их до трех. Теперь три поставщика могут нам предоставить до 40 машин. Сейчас идет оформление документов, и насколько я знаю, на линию выйдут достаточное количество инватакси. Но если даже этих 40 машин не будет хватать, то конечно, город поддержит, и мы, безусловно, увеличим финансирование. Здесь никаких ограничений не должно быть.
– Хочу поднять вопрос о самоуправстве председателя КСК «Алмагуль». Самовольно без согласования от собственников квартир был закрыт мусоропровод. 10 октября собрание собственников квартир решило за счет средств на содержание жилья отремонтировать подход к шахте мусоропровода, закупить новые контейнеры, открыть доступ к мусоропроводу. Однако «воз и ныне там».
– Спасибо, мы записали адрес, обязательно разберемся.
– Осенью на пересечении улиц Северное кольцо и Москвина установили светофор, и улица Москвина стала односторонней в северном направлении. То есть один единственный светофор привел к образованию многочисленных постоянных заторов на трех соседних улицах. Соответственно, резко повысилась и загазованность воздуха в нашем районе. Возможно ли решить эту проблему, например, сделать улицу Москвина односторонней в южном направлении?
– Нам надо всегда учитывать мнение всех. Понятно, что одна сторона выступает с предложением и мы не можем сломя голову, не изучая последствий принимать решения, устанавливать светофоры. Да, одним стало хорошо, другим – не очень. Но прежде чем подобные вещи, как установка светофора, делать, нам необходимо всесторонне изучить вопрос и обсудить его со всеми участниками этого дорожного процесса. Тогда у нас вопросы не будут возникать. Давайте мы внимательно изучим ситуацию и пригласим предпринимателей, население, которые пользуются на этом участке светофором. Надо посмотреть, уместны ли здесь отдельные пешеходные переходы с установкой светофоров или будут строиться надземные пешеходные переходы. Но поскольку вопрос ставится уже как проблема, нужно его решать очень быстро. Будем заниматься.