Десять ошибок родителей первоклассников назвала психолог из Алматы

Десять ошибок родителей первоклассников назвала психолог из Алматы Фото из личного архива Натальи Ткаченко

Первый класс становится вызовом не только для детей, но и для родителей. Как помочь ребёнку выжить с тревогой, привыкнуть к новым правилам и сохранить интерес к учёбе, рассказала корреспонденту Vecher.kz психолог из Алматы, член Профессиональной казахстанской гештальт-ассоциации Наталья Ткаченко.

1 сентября – мероприятие не только для детей, но и для родителей. Школьная форма, букеты, новые тетради и ранец – всё это лишь внешняя часть большой коллекции. Настоящие испытания начинаются позже, когда ребёнку предстоит привыкнуть к режиму, дисциплине и требованиям нового.

– Наталья, многие родители уверены: если ребенок умеет читать, писать и считать – значит, он готов к школе. Это действительно так?
– Это миф. Читать и писать – лишь малая часть. Настоящая готовность ребенка к школе включает три направления: социально-психологическую, эмоционально-волевую и физическую.

Социальная готовность – это умение слушать учителя, договариваться с другими, просить о помощи. Это возможность работать в группе вместе, выполнять задания или играть.

Эмоционально-волевая – умение соблюдать правила: сидеть на уроке, поднимать руку, соблюдать тишину. Способность доводить дело до конца, даже если оно не слишком интересно. И, конечно, интерес к познанию – «хочу узнать, попробовать самому».

Физическая готовность тоже крайне важна: это и здоровье, и выносливость, и развитая мелкая моторика (умение держать карандаш, ножницы), и навыки самообслуживания – собрать портфель, одеться, обуться. Если у ребёнка слабо развита эмоционально-волевая сфера или процессы саморегуляции, то трудности в школе неизбежны.

– У вас наверняка есть примеры из практики?
– Конечно. Мальчик, 7 лет: прекрасно читает, пишет, считает, физически развит, высокий, сам рвётся в школу, как старший брат. Но встаёт посреди урока и выходит, убегает, на занятиях играет и вовлекает других. Для него школа всё ещё игра, а не учебный процесс. Учителя бьют тревогу, родители в растерянности. Пришлось рекомендовать снова детский сад и развитие саморегуляции через игру.

Другой случай: девочка, 6 лет. Интеллектуально готова, адаптирована социально, но на уроках мешает, срывает занятия. Выяснилось: она просто устаёт. Организм не справляется с нагрузкой, и она начинает мешать другим, чтобы урок прерывался, а сама в это время отдыхает. Это про слабую физическую выносливость. Решение: перевели на свободное посещение, убрали лишние кружки, больше отдыха и работа над саморегуляцией.

– Как родителям самим понять: «созрел» ли ребёнок для школы?
– Есть простой способ – «филиппинский тест». Ребёнку предлагают завести руку за голову и дотронуться до противоположного уха. Получилось? Значит, опорно-двигательная система достаточно развита, тело готово к школьным нагрузкам. Если нет – организм ещё не прошёл этапы созревания.

– Насколько важны для первоклассника навыки общения?
– Очень важны, но если этого нет, то будет учиться, как и всему остальному. Предполагается, что первая социальная адаптация проходит в детском саду. Ребёнок, который умеет выстраивать контакты с другими, будет легче адаптироваться к школьным процессам.

Если ребёнок стеснительный или, наоборот, слишком активный, главное – принять его характер. Темпераменты разные: кто-то быстро дружит, кому-то нужно время. Важно поддерживать, учить фразам для общения: «можно с тобой поиграть?», «давай вместе сделаем», «помоги, пожалуйста». Обсуждайте с ребёнком ситуации из школы и проигрывайте варианты реакции.

– Как развивать внимание, память и усидчивость?
– Лучше всего через игру: настольные игры, лепка, рисование, конструкторы. Это гораздо эффективнее, чем скучные занятия «для галочки».

– Родители часто хотят «подготовить» ребёнка к школе по учебникам ещё летом. Это нужно?
– Нет. Это ошибка. В школе ему станет скучно: «зачем ходить туда, если я всё знаю?» Упадёт интерес. Кроме того, учителя учат по-своему. То, что объяснили родители, может не совпасть с требованиями педагога. Ребёнок запутается: «Кому верить?». Ведь оба этих взрослых – авторитеты. Оставьте эту работу учителю. Вы – родитель, у вас другая задача. Лето должно быть временем отдыха.

– А как перестроить режим, чтобы утренние подъёмы не стали войной?
– За пару недель до школы начинайте ложиться раньше. Введите ритуалы: прогулка, душ, стакан молока, сказка – и сон. Утро должно быть спокойным, без криков. Ответственность за режим несёт взрослый.

– У многих детей перед школой появляется страх: новый класс, новый учитель. Что делать?
– Прежде всего, дать ребёнку высказаться: чего именно он боится? Учителя? Одноклассников? Новых правил? Дайте понять ребёнку, что тревожиться и волноваться перед новым и неизвестным – нормально. Послушайте без осуждения. Поддержите. Посочувствуйте. Поделитесь собственным опытом: как вы волновались перед новым собеседованием или работой. Это очень поддерживает ребёнка.

– Если ребёнок через месяц начинает жаловаться на школу – стоит вмешиваться?
– Чаще всего ребёнку просто нужно пожаловаться, чтобы его выслушали и пожалели. Но многие родители начинают активно вмешиваться: идут к учителям, разбираются с другими детьми. В результате ребёнок перестаёт делиться своими переживаниями.

Из практики: подросток не рассказывает маме о проблемах, потому что мама сразу «бежит разбираться». Девочка закрылась, тревожность выросла, появилась депрессия. Поэтому слушайте и поддерживайте, а не решайте всё за ребёнка.

– Какие ошибки родителей могут отбить желание учиться?
– Фокус только на оценках, а не на другие показатели успеха и просто старания. Это могут быть и новые друзья, и победа в конкурсе, олимпиаде, общественная жизнь в школе.

Обесценивание: когда ребёнок старался, делал проект, писал сложную контрольную, а родитель вместо похвалы отрезал коротко: «Мог/могла бы и лучше. Ну, как обычно»

Тотальный контроль школьного процесса и активное вмешательство: проверка дневника, контроль оценок, переписывание тетради из-за ошибок. Если ребёнок получил плохую отметку – родители идут к учителю, просят исправить.

Хорошо, когда родитель на стороне ребёнка и поддерживает, но плохо, если он вмешивается в школьную жизнь. Постоянная критика и сравнение с другими формируют низкую самооценку и высокую тревожность.

– Как не перегрузить ребёнка кружками и дополнительными занятиями в первый год?
– Первый год – тяжёлый год для всех: и для детей, и для родителей. Дайте ребёнку адаптироваться, следите за балансом труда и отдыха.

У ребёнка должно быть право ничего не делать после школы, просто отдыхать. Ребёнок не отдыхает, пока идёт с кружка на кружок.

– Как сделать так, чтобы дочка пошла в школу с интересом, а не по принуждению?
– Это не только ответственность родителей. Тут многое зависит от самой школы и преподавателя. Если ребёнку интересно – он идёт с удовольствием. Если нет – по принуждению.

Можно придумывать разные системы мотивации, но надолго их не хватит. Ваша задача как родителя – обеспечить явку в школу и присмотреть за тем, чтобы выполнялись требования. Остальное оставьте школу.

– Что важно – хвалить за результат или за старание?
– Важно хвалить за то, что получилось. Например, в прописи закорючки написано: «Выберите из них самые красивые, сохраните их». Так ребенок фиксирует правильный результат.

Хвалите за старание – когда стараешься, всё получается. Разбирайте, что привело к хорошему результату.

Если акцент делается только на ошибках, то при этом формируется мотивация избегания неудач: «делаю так, чтобы не было плохо».

– Если бы нужно было дать родителям только три совета перед 1 сентября – что бы вы сказали?
– Первое. Школа и профессионализм – это не ваша ответственность, ребенок. Вы уже отучились, теперь он учится. Учёба – это не только пятёрки и десятки. Это и двойки, ошибки, умение падать и вставать. Хорошие доверительные отношения с детьми важны любые оценки.

Второе. Помните о балансе питания и обслуживания, особенно в первый год.

Третье. Оставьте ребенка в покое, дайте ему возможность адаптироваться. рядом, подожди. Хвалите ребенка. Не бойтесь захвалить – тут как с кашей и маслом: не испортишь.

Ваша задача – помочь с режимом и организацией дня, поддержкой и обеспечением тогда, когда эти требования отступят. Вы – опора, на которой он всегда может опереться. Так что придерживайтесь доверительных, теплых отношений, ведь это самая важная роль.

Ваша реакция?
Нравится
1
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

14:33

14:17

14:05

13:30

13:18

13:02

12:57

12:45

12:28

12:27

12:13

11:56

11:41

11:26

11:11

10:54

10:35

10:31

10:20

10:20

10:15

10:06

09:51

09:35

09:18