Первый класс становится вызовом не только для детей, но и для родителей. Как помочь ребёнку выжить с тревогой, привыкнуть к новым правилам и сохранить интерес к учёбе, рассказала корреспонденту Vecher.kz психолог из Алматы, член Профессиональной казахстанской гештальт-ассоциации Наталья Ткаченко.
1 сентября – мероприятие не только для детей, но и для родителей. Школьная форма, букеты, новые тетради и ранец – всё это лишь внешняя часть большой коллекции. Настоящие испытания начинаются позже, когда ребёнку предстоит привыкнуть к режиму, дисциплине и требованиям нового.
– Наталья, многие родители уверены: если ребенок умеет читать, писать и считать – значит, он готов к школе. Это действительно так?
– Это миф. Читать и писать – лишь малая часть. Настоящая готовность ребенка к школе включает три направления: социально-психологическую, эмоционально-волевую и физическую.
Социальная готовность – это умение слушать учителя, договариваться с другими, просить о помощи. Это возможность работать в группе вместе, выполнять задания или играть.
Эмоционально-волевая – умение соблюдать правила: сидеть на уроке, поднимать руку, соблюдать тишину. Способность доводить дело до конца, даже если оно не слишком интересно. И, конечно, интерес к познанию – «хочу узнать, попробовать самому».
Физическая готовность тоже крайне важна: это и здоровье, и выносливость, и развитая мелкая моторика (умение держать карандаш, ножницы), и навыки самообслуживания – собрать портфель, одеться, обуться. Если у ребёнка слабо развита эмоционально-волевая сфера или процессы саморегуляции, то трудности в школе неизбежны.
– У вас наверняка есть примеры из практики?
– Конечно. Мальчик, 7 лет: прекрасно читает, пишет, считает, физически развит, высокий, сам рвётся в школу, как старший брат. Но встаёт посреди урока и выходит, убегает, на занятиях играет и вовлекает других. Для него школа всё ещё игра, а не учебный процесс. Учителя бьют тревогу, родители в растерянности. Пришлось рекомендовать снова детский сад и развитие саморегуляции через игру.
Другой случай: девочка, 6 лет. Интеллектуально готова, адаптирована социально, но на уроках мешает, срывает занятия. Выяснилось: она просто устаёт. Организм не справляется с нагрузкой, и она начинает мешать другим, чтобы урок прерывался, а сама в это время отдыхает. Это про слабую физическую выносливость. Решение: перевели на свободное посещение, убрали лишние кружки, больше отдыха и работа над саморегуляцией.
– Как родителям самим понять: «созрел» ли ребёнок для школы?
– Есть простой способ – «филиппинский тест». Ребёнку предлагают завести руку за голову и дотронуться до противоположного уха. Получилось? Значит, опорно-двигательная система достаточно развита, тело готово к школьным нагрузкам. Если нет – организм ещё не прошёл этапы созревания.
– Насколько важны для первоклассника навыки общения?
– Очень важны, но если этого нет, то будет учиться, как и всему остальному. Предполагается, что первая социальная адаптация проходит в детском саду. Ребёнок, который умеет выстраивать контакты с другими, будет легче адаптироваться к школьным процессам.
Если ребёнок стеснительный или, наоборот, слишком активный, главное – принять его характер. Темпераменты разные: кто-то быстро дружит, кому-то нужно время. Важно поддерживать, учить фразам для общения: «можно с тобой поиграть?», «давай вместе сделаем», «помоги, пожалуйста». Обсуждайте с ребёнком ситуации из школы и проигрывайте варианты реакции.
– Как развивать внимание, память и усидчивость?
– Лучше всего через игру: настольные игры, лепка, рисование, конструкторы. Это гораздо эффективнее, чем скучные занятия «для галочки».
– Родители часто хотят «подготовить» ребёнка к школе по учебникам ещё летом. Это нужно?
– Нет. Это ошибка. В школе ему станет скучно: «зачем ходить туда, если я всё знаю?» Упадёт интерес. Кроме того, учителя учат по-своему. То, что объяснили родители, может не совпасть с требованиями педагога. Ребёнок запутается: «Кому верить?». Ведь оба этих взрослых – авторитеты. Оставьте эту работу учителю. Вы – родитель, у вас другая задача. Лето должно быть временем отдыха.
– А как перестроить режим, чтобы утренние подъёмы не стали войной?
– За пару недель до школы начинайте ложиться раньше. Введите ритуалы: прогулка, душ, стакан молока, сказка – и сон. Утро должно быть спокойным, без криков. Ответственность за режим несёт взрослый.
– У многих детей перед школой появляется страх: новый класс, новый учитель. Что делать?
– Прежде всего, дать ребёнку высказаться: чего именно он боится? Учителя? Одноклассников? Новых правил? Дайте понять ребёнку, что тревожиться и волноваться перед новым и неизвестным – нормально. Послушайте без осуждения. Поддержите. Посочувствуйте. Поделитесь собственным опытом: как вы волновались перед новым собеседованием или работой. Это очень поддерживает ребёнка.
– Если ребёнок через месяц начинает жаловаться на школу – стоит вмешиваться?
– Чаще всего ребёнку просто нужно пожаловаться, чтобы его выслушали и пожалели. Но многие родители начинают активно вмешиваться: идут к учителям, разбираются с другими детьми. В результате ребёнок перестаёт делиться своими переживаниями.
Из практики: подросток не рассказывает маме о проблемах, потому что мама сразу «бежит разбираться». Девочка закрылась, тревожность выросла, появилась депрессия. Поэтому слушайте и поддерживайте, а не решайте всё за ребёнка.
– Какие ошибки родителей могут отбить желание учиться?
– Фокус только на оценках, а не на другие показатели успеха и просто старания. Это могут быть и новые друзья, и победа в конкурсе, олимпиаде, общественная жизнь в школе.
Обесценивание: когда ребёнок старался, делал проект, писал сложную контрольную, а родитель вместо похвалы отрезал коротко: «Мог/могла бы и лучше. Ну, как обычно»
Тотальный контроль школьного процесса и активное вмешательство: проверка дневника, контроль оценок, переписывание тетради из-за ошибок. Если ребёнок получил плохую отметку – родители идут к учителю, просят исправить.
Хорошо, когда родитель на стороне ребёнка и поддерживает, но плохо, если он вмешивается в школьную жизнь. Постоянная критика и сравнение с другими формируют низкую самооценку и высокую тревожность.
– Как не перегрузить ребёнка кружками и дополнительными занятиями в первый год?
– Первый год – тяжёлый год для всех: и для детей, и для родителей. Дайте ребёнку адаптироваться, следите за балансом труда и отдыха.
У ребёнка должно быть право ничего не делать после школы, просто отдыхать. Ребёнок не отдыхает, пока идёт с кружка на кружок.
– Как сделать так, чтобы дочка пошла в школу с интересом, а не по принуждению?
– Это не только ответственность родителей. Тут многое зависит от самой школы и преподавателя. Если ребёнку интересно – он идёт с удовольствием. Если нет – по принуждению.
Можно придумывать разные системы мотивации, но надолго их не хватит. Ваша задача как родителя – обеспечить явку в школу и присмотреть за тем, чтобы выполнялись требования. Остальное оставьте школу.
– Что важно – хвалить за результат или за старание?
– Важно хвалить за то, что получилось. Например, в прописи закорючки написано: «Выберите из них самые красивые, сохраните их». Так ребенок фиксирует правильный результат.
Хвалите за старание – когда стараешься, всё получается. Разбирайте, что привело к хорошему результату.
Если акцент делается только на ошибках, то при этом формируется мотивация избегания неудач: «делаю так, чтобы не было плохо».
– Если бы нужно было дать родителям только три совета перед 1 сентября – что бы вы сказали?
– Первое. Школа и профессионализм – это не ваша ответственность, ребенок. Вы уже отучились, теперь он учится. Учёба – это не только пятёрки и десятки. Это и двойки, ошибки, умение падать и вставать. Хорошие доверительные отношения с детьми важны любые оценки.
Второе. Помните о балансе питания и обслуживания, особенно в первый год.
Третье. Оставьте ребенка в покое, дайте ему возможность адаптироваться. рядом, подожди. Хвалите ребенка. Не бойтесь захвалить – тут как с кашей и маслом: не испортишь.
Ваша задача – помочь с режимом и организацией дня, поддержкой и обеспечением тогда, когда эти требования отступят. Вы – опора, на которой он всегда может опереться. Так что придерживайтесь доверительных, теплых отношений, ведь это самая важная роль.