Детская психика: тревожные признаки

Детская психика: тревожные признаки

С возвращением за парты после дистанционного обучения многие школьники испытывают переутомление.


А ведь именно детское переутомление, как считают врачи, приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Поэтому родители должны внимательно следить за поведением своих детей, поскольку первые признаки переутомления у них могут быть невыраженными.


Алматинский врач-педиатр Аяулым Сагалова перечислила ряд признаков переутомления ребенка в школе и дала несколько советов родителям.


– Первое время, пока ребенок адаптируется к новому этапу в своей жизни, важно не перегружать его как морально, так и физически. Родителям необходимо обратить внимание на первостепенные задачи, понаблюдать, насколько безболезненно проходит для ребенка адаптация к школе, насколько он усидчив и готов выполнять домашние задания, в основном это касается первоклашек, – говорит специалист.


В целом, по ее словам, некоторые дети, склонные к выполнению поставленных перед ними задач на все сто процентов, подвержены депрессии, из-за того что не могут охватить объем возложенной на них нагрузки.


– Важно следить за настроением ребенка, его переживаниями, беседовать, интересоваться, как прошли уроки, тренировки, что ему понравилось, а что нет, чем бы он предпочел заниматься в свободное время, – рекомендует Аяулым Сагалова.


Детям (и не только первоклассникам) бывает сложно войти в напряженный ритм школьной жизни, втянуться в учебу, выстроить хорошие отношения с педагогами и сверстниками, приспособиться к резко возросшим нагрузкам.



Подсознательные реакции


Первое, на что должны обратить внимание родители, – нарушение сна.


– Чаще всего переутомление ребенка проявляется именно в форме нарушения цикла сна и бодрствования. Если вечером его невозможно уложить, а утром добудиться, то попробуйте отказаться от посещения одного из кружков, – советует педиатр.


Пытаясь вложить в ребенка как можно больше полезного, что, на ваш взгляд, пригодится потом в жизни, родители впадают в крайности: с одной стороны, говорят, что дети перегружены школой, с другой – пытаются вместить в их расписание еще и музыку, спорт, иностранные языки и кружок моделирования. И при этом задаются вопросом: не много ли?


Родители, жалея ребенка, часто преувеличивают нагрузку. Понять их можно. На самом деле нет каких-то нормативов, регламентирующих количество кружков и секций. Все дети разные, и единой формулы тут быть не может. Одним много и школьных уроков, другим по силам график, когда весь день расписан буквально по минутам.


Второй признак – снижение аппетита в случае переутомления – чаще бывает у детей с невротическим складом нервной системы, у чересчур старательных и ответственных, слишком сильно переживающих за то, как пройдет день в школе. Поэтому резкие изменения пищевого поведения ребенка – повод для немедленного обращения к педиатру.


Насторожить должны любые проблемы с аппетитом – ест ли ребенок меньше обычного или, наоборот, требует больше и чаще, а также жажда, выбор каких-то определенных продуктов и вообще любая странность, которой не было раньше.


Третий и очень важный признак переутомления – резкое увеличение частоты простудных заболеваний. В норме ребенок может без особого вреда для здоровья переносить от четырех до шести ОРЗ в год. Также переутомлению могут сопутствовать повторяющиеся незначительные подъемы температуры до 37-37,2 градуса.


Более того, частые болезни могут быть подсознательной реакцией на излишнее давление со стороны родителей, требующих успехов. Ребенок не может сказать «нет» открыто и делает это с «помощью» болезни: из-за недуга его, наконец, оставляют в покое.


Об этом же говорят и вредные привычки. Дети теребят волосы, грызут ногти, качаются на месте не от скуки, а чтобы успокоиться. Они не «нахватались глупостей», это психика испытывает давление, с которым организм пытается справиться, как может.



Непосильная нагрузка


Четвертый признак – при хроническом переутомлении ребенок имеет весьма небольшой запас энергии. Ее всплески могут наблюдаться вскоре после пробуждения или, наоборот, в конце дня, а в течение дня силы ребенка быстро иссякают даже от простых занятий, не требующих большого напряжения.


Вроде бы все в норме – сон, аппетит, настроение, он не валится без сил в середине дня и утром не канючит, что не хочет идти в школу. Уроки выучены, кружки не пропущены, жаловаться особо не на что. Вот только ребенок какой-то рассеянный: отвечает невпопад, витает в облаках, не может сразу определиться с желаниями. Если замечаете такое не в первый раз и учителя говорят о том же, возможно, дело в излишней нагрузке, которая оказалась ребенку не по силам.


Пятый признак – снижение концентрации внимания, забывчивость. Переутомленному ребенку очень трудно сконцентрировать свое внимание на любом занятии в течение какого-либо значительного времени. От переутомления также ухудшается память. Поведение ребенка становится апатичным, снижается интерес ко всему новому, появляется заторможенность и вялость.


Кажется, что ребенок стал лениться. Вы просите убрать книги – он кивает и ничего не меняется. Вы договариваетесь, что он поможет вам на кухне – он вроде бы рад, но тут же забывает.


Ребенок кажется рассеянным, не может подолгу заниматься делами, которые раньше любил, нехотя садится за уроки или вовсе «забывает» про них. Все это с большой вероятностью не имеет никакого отношения к лени, а связано с хронической перегрузкой.


Вместе с тем признаком перегрузки может быть не только вялость и апатия, но и физическая гиперактивность. В раннем детстве ребенок, переутомившийся сверх меры, начинает бегать по квартире кругами, вместо того чтобы упасть на кровать и заснуть. Это реакция незрелой нервной системы. В младшей школе дети могут реагировать на перегрузки также.


Шестой симптом того, что ребенок переутомился в школе, – плаксивость, вспышки агрессии, чрезмерная обидчивость. По словам педиатра, если психика ребенка внезапно стала нестабильной, если он расстраивается из-за пустяков, часто плачет, обижается, агрессивно реагирует на действия других людей, то родителям следует незамедлительно обратиться к детскому психологу, который поможет разобраться с причинами такого поведения.


– Вообще любая резкая перемена в поведении ребенка, его привычках, отказ от любимых занятий – тревожный симптом, на который нужно обращать внимание. Перегрузки лишают маленького человека эмоциональных и физических сил даже на приятные дела, – предупреждает Аяулым Сагалова.


По рекомендации педиатра, есть смысл поговорить с классным руководителем или школьным психологом. Они, как правило, знают школьную ситуацию изнутри и порой могут подсказать, когда ребенок просто ленится, а когда он действительно страдает от непосильной нагрузки.


Родителям стоит знать, что у них есть право перевести ребенка на другую форму обучения. Например, взять дополнительный выходной – самый простой вариант на тот случай, если ребенок переутомлен, получить индивидуальные занятия или вообще сделать обучение домашним. Все это возможно по договоренности с администрацией школы и на основании заключения врача. Не всегда смена формы обучения оправданна и необходима, но знать о такой возможности стоит.



Советы родителям


По мнению психологов, чтобы вызвать интерес к обучению, необходимо мотивировать ребенка на получение знаний. Покажите, что учиться – весело и интересно. Создайте позитивный настрой. Не кричите на ребенка, когда он отказывается делать домашнее задание, сохраняйте хладнокровие и спокойствие. Если требуется сделать замечание, начинайте с положительных моментов, а затем спокойным тоном выскажите нужные мысли. Заканчивайте разговор на позитиве.



Подавайте пример. Когда ребенок видит, что отец смотрит познавательные передачи, а мать читает книги по вечерам, у него выстраивается потребность в получении новой информации и знаний.


Хвалите правильно, грамотно расставляйте акценты. Говорите не «Ты молодец! Получил высший бал по контрольной», а «Ты умница! Так хорошо усвоил материал и прекрасно владеешь темой». Как отметила психотерапевт Анна Зарембо, конструктивная похвала усиливает мотивацию, а сравнительная похвала резко ее снижает.


Делайте уместные материальные награды. Не нужно давать «конфетку» за каждое рядовое достижение. Но когда школьник достиг успеха там, где раньше не успевал, родители могут устроить маленький праздник, например пойти в кафе.


Стимулируйте у ребенка развитие ощущения удовольствия от того, что он что-то смог сделать сам. Не вмешивайтесь в процесс выполнения домашних заданий, если сын или дочь способны справиться сами. Когда ребенок самостоятельно достигает успеха, у него развивается осознание того, что в результате плодотворной работы всегда появляется награда – удовлетворенность собой.


Любого ребенка можно мотивировать к обучению. Воспользуйтесь советами опытных педагогов и психологов и стимулируйте стремление к обучению грамотно. Тогда и ребенок вскоре поймет, что учиться увлекательно и интересно.


Статья опубликована в  №21, от 24.02.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Детская психика: тревожные признаки".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21

12:09

11:47

11:25

11:03

10:38

10:16

10:04

09:36