По информации ТОО «Транспортный холдинг Алматы», 97% пассажиров, которые пользуются городским общественным транспортом, оплачивают проезд безналичным способом – картами «Оңай», в том числе виртуальными картами в приложении «Оңай», а также посредством QR или SMS.
Таким образом, для большинства пассажиров Алматы повышение оплаты проезда до 100 тенге при безналичной оплате составит 20 тенге. При этом все льготные категории сохраняются и для них стоимость проезда увеличится только до 10 тенге.
Действующая стоимость проезда за общественный транспорт в Алматы была установлена в 2012 году. С тех пор, несмотря на многократное увеличение расходов на перевозки, а также роста цен на дизельное топливо и газ, тариф сохранялся на уровне 80 тенге.
К примеру, 11 лет назад стоимость дизельного топлива составляла 90 тенге, а на сегодняшний день – 295 тенге, а стоимость газа раньше составляла 33 тенге, а на сегодняшний день – 108 тенге. Аналогичная ситуация и по остальным расходам, включая стоимость автобусов. Перевозчиками закупаются новые автобусы, открываются новые маршруты, модернизируются действующие. В связи с этим в текущем году возникает необходимость в повышении стоимости проезда.
Ежегодно акиматом Алматы выделяются средства на субсидирование социально значимых городских автобусных маршрутов, и все это время стоимость проезда на общественном транспорте поддерживалась за счет госсубсидий. Без них стоимость тарифа согласно Методике расчета тарифов в текущем году составила бы 425 тенге.
Данные затраты напрямую отражаются на качестве предоставляемых услуг, так как поступающие средства не покрывают всех расходов перевозчиков. Из-за низкой рентабельности компании не заинтересованы в закупе новых подвижных единиц и обновлении своих парков. Это напрямую влияет на нехватку автобусов и изношенность имеющихся.
При этом на сегодня внедрены автоматизированные системы, позволяющие контролировать движение каждого автобуса, вести учет по различным критериям работы общественного транспорта. Как итог удалось оцифровать общественный транспорт и определить миграцию пассажиров в рамках Алматинской агломерации.
Ежегодно перевозчиками закупаются новые подвижные единицы, которые за последние годы выросли в цене несколько раз. В текущем году коммунальным автопарком заключены договоры на 600 автобусов и 100 троллейбусов.