На площадке Региональной службы коммуникаций прошел брифинг с участием представителей Национального агентства по усыновлению и общественного фонда «АНА ҮЙІ», которые рассказали о процедуре опекунства, Школе приемных родителей и устройства в семьи усыновленных детей.
Основная цель Национального агентства - реализация прав детей на воспитание в семье. Для достижения этой цели в агентстве будущих опекунов, семей, желающих усыновить ребенка, проводится подготовка в Школе приемных родителей.
«Для прохождения психологической подготовки кандидаты обращаются напрямую в агентство либо по номеру колл-центра 1422. Работу с кандидатами проводят наши специалисты-психологи. В ходе диагностического интервью мы определяем мотивы каждого кандидата. Мотивы могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Например, речь идет о том, что кто-то приходит с намерением удовлетворить свои потребности, а есть те, кто хочет подарить ребенку счастливое детство. Поэтому важно, еще в начале определить мотив каждого кандидата. Исходя из этого мы решаем - будем ли мы работать дальше с теми или иными кандидатами», - рассказала руководитель Национального агентства по усыновлению ОФ «АНА ҮЙІ» Фарида Рахметова.
Как отметили в агентстве, 20-30% кандидатов отсеиваются при прохождении школы приемных родителей. Причиной этому служит осознание опекунами ограниченности собственных ресурсов.
«Кандидаты реально понимают, что у них нет ресурсов, что они не готовы к принятию приемного ребенка. В основном кандидаты приходят в порыве, они не всегда учитывают, что у ребенка свои особенности в силу тех переживаний, которые он проживает. Поэтому здесь нужна большая работа. И некоторые родители уже в процессе обучения понимают, что они не готовы это проходить. И для нас это хороший результат, потому что кандидат еще на начальной стадии понимает, что он не готов брать ответственность за ребенка, а не тогда, когда уже принял в семью ребенка. Если ребенка возвращают, то это очень большая травма для него», - отметила Рахметова.
Обучение в школе проводится в течение 3,5 месяца и состоит из тематических занятий. Все это время кандидаты работают со специалистами, им дают консультации, дают ответы на важные вопросы, в результате чего они осознают свои возможности и ресурсы. По окончании школы кандидатам выдается сертификат о прохождении этой подготовки. Специалисты центра сопровождают приемные семьи еще в течение трех лет.
«Ребенок из детского дома - это особый ребенок. У него своя боль, своя история, которую он принесет в приемную семью. В независимости от возраста. Для того чтобы он прижился в приемной семье, нужна хорошая подготовка. В чем заключается цель и работа нашей школы - это подготовить родителей к приему ребенка из детского дома, дать всю необходимую информацию, получить ответы на самые важные вопросы», - рассказала психолог агентства Лязат Серимбетова.
В агентстве еще в прошлом году был запущен пилотный проект по реабилитации и оказанию помощи семьям, усыновившим детей с диагнозами. При этом самый распространенный диагноз среди детей в детских домах - это задержка развития. Но, как отмечают специалисты, после проведения коррекционной и реабилитационной работы, как это часто бывает, эти диагнозы исходят на нет.
«В учреждении воспитываются более 4 тысяч детей, из них 80 процентов дети с братьями и сестрами, по закону их нельзя разлучать друг от друга, это подростки и дети с диагнозом. К сожалению, не так много людей намерены или готовы принять детей с диагнозом. Поэтому с мая 2022 года мы запустили новый пилотный проект по реабилитации. В рамках пилота семьям оказывается три вида помощи. Если требуется операция, в этом случае финансированием занимается фонд. Если необходима дальнейшая реабилитация или коррекция, мы заключаем договор с центрами, финансирование которого также оплачивает наш фонд», - рассказала Рахметова.
Третий вид помощи - это адресная помощь, которая выплачивается для получения услуг личного логопеда, дефектолога, психолога. Данный вид помощи предоставляется семьям, живущим в сельской местности, где отсутствуют центры указанных специалистов.
Нередко бывают случаи, когда усыновленные дети попадают обратно в детские дома. Причины могут быть разными, чаще всего неподготовленность взрослых, отмечают эксперты.
«По статистике нашего фонда, 6% детей, которые были устроены в семьи, были возвращены. Причина в основном кроется в том, что взрослый просто не справился. Ему не хватило ресурсов, терпения. Конечно, бывают и исключения, например, когда опекун тяжело заболевал, умирал и дети возвращались в детские дома. Еще бывает так, что с кровными детьми случаются проблема, и по этой причине усыновленные дети возвращаются в детские дома», - подытожила Рахметова.